Лекция 12: Фома Аквинский

Лекция 12:
Фома Аквинский


(Продолжение. Начало и полный список лекций вот здесь)

С появлением в Европе новых философских теорий, привнесенных из не-христианских учений, естественным образом возник вопрос: могут ли модели языческих греков, мусульман и иудеев быть адаптированы в христианское учение, или же от них следует по возможности отгородиться?
Именно это стало тем вопросом 13 века, исторический ответ на который дал в своих работах Фома Аквинский

Фома появился на свет примерно в 1224 или 1225 году, в Италии, в благородной семье – его отцом был граф Аквинский. Закончив школьное обучение в четырнадцать лет он был послан родителями в Университет Неаполя, в то время как раз захлестнутый волной аристотелианизма, ставшего важной частью программы обучения (см. предыдущую лекцию).

Вопреки воле родителей, юный Фома оказался под влиянием недавно возникшего монашеского ордена Доминиканцев, к которому и примкнул около 1244 года.

Впоследствии он изучал теологию в Университете Парижа, и жил попеременно то в Париже, то в Италии, вплоть до своей смерти в 1274 году, через год после того, как он прекратил свою работу по причине мистического ведения.
Изначально работы Фомы были встречены без особого радушия, но постепенно они настолько захватили умы католиков, что стали считаться официальной доктриной церкви, и в 1323 году Фома Аквинский был провозглашён святым.


Эффект Аристотеля

Collapse )

Лекция 11: Расцвет средневековья

Лекция 11:
Расцвет средневековья


(Продолжение. Начало и полный список лекций вот здесь)




К 1000 году нашей эры раннее средневековье, охарактеризованное состоянием постоянного хаоса, вторжений варваров и всестороннего упадка наконец было завершено.

Политические, общественные и экономические институты Западной Европы обрели определенную стабильность и цельность, продолжавшуюся на протяжении порядка пяти последующих веков.

В период между 1000 и концом 1200-х годов нашей эры, известный так же как «Высокое средневековье», средневековая цивилизация считается достигшей своей высшей точки развития.

Первое, что отличает Высокое средневековье от предыдущего периода это появление системы организованного высшего обучения, получивший название «университета».


Первые университеты

Интерес к учебе и искусствам проявился в Европе еще ранее, в 800-е годы, в царствование Карла Великого. Именно при Карле в крупных городах стали открываться первые монастырские школы. Будущие университеты расцвели впоследствии именно на основе этих школ, хотя и в корне отличались от них по ряду признаков.

Университеты, от латинского universitas, означавшее «объединение группы людей в единое сообщество, компанию, корпорацию или гильдию», по сути своей являли характерную для того времени гильдию торговых или деловых людей, соединившихся с целью защиты собственных интересов. Так, в случае с университетами, группой людей оказывались студенты и их преподаватели, часто находившие наиболее удобным скопление в одном месте для взаимного обучения и проживания.

Collapse )

Лекция 10: Блаженный Августин Аврелий

Лекция 10:
Блаженный Августин Аврелий

(Продолжение. Начало и полный список лекций вот здесь)

Аврелий Августин Иппонийский (Блаженный Августин) – один из наиболее влиятельных мыслителей в истории христианства. Его философия является ключевой к пониманию как средневековой мысли, так и ряда концепций современной философии.

Христианский неоплатонизм Августина был ведущим направлением в западноевропейской философии и западном латинском богословии вплоть до XIII века, после чего его в целом сменил христианский аристотелизм Альберта Великого и Фомы Аквинского; несмотря на это труды Августина оказали огромное влияние на Мартина Лютера и легли в основу кальвинизма.


Краткая биография

Августин появился на свет в 354 году, в Тагасте, городе в Северной Африке, в то время – римской провинции.

С 370 года н.э. три года изучал риторику в Карфагене. Заинтересовался философией, ознакомился с неоплатонизмом, позднее примкнул к манихейству (см. прошлую лекцию), увлекался скептицизмом, пока не принял христианство в возрасте тридцати двух лет.

С 384 года Августин являлся профессором риторики в Милане, а уже после перехода в христианство, с 396 года, занял пост епископа Гиппона, на котором и находился до конца своей жизни. Умер в 430 году, во время первой осады Гиппона вандалами.



Основными работами Блаженного Августина являются:

Collapse )

Лекция 9: Неоплатонизм. Развитие христианской мысли

Лекция 9.

Неоплатонизм. Развитие христианской мысли



(Продолжение. Начало и полный список лекций вот здесь)

Мы сделаем значительный прыжок во времени, пропустив несколько веков, и перескочив из Классической Греции в начало Новой Эры.
Однако скажем пару слов и о том, что произошло между смертью Аристотеля в 322 году до нашей эры, и рождением Христа в 4 году до нашей эры.
Итак, меж ними пролегли два исторических периода – Эллинистический и ранний Римский.


Эллинистический период


В этот период времени, который грубо можно считать начавшимся со смерти Александра Македонского в 323 г. до н.э. и закончившимся лет за 30 до рождения Христа, в Древней Греции произошли существенные политические перемены:

1. Изначально небольшие демократические государства Греции оказались включены в различные военные империи. Греки, таким образом, утратили свою независимость, и стали ощущать оторванность от ставшего чужим и далеким правительства
2. С другой стороны, те социальные трения, против которых выступал еще Сократ, сохранились, и даже усилились. Устаревшие институты власти распались, а религия пришла в упадок. Традиционные боги казались бессильны, и их сменил злой рок.

В следствии этого, подход к философии стал практическим и индивидуалистическим.

Возник ряд новых философских движений, основными среди которых были:

1. Академики (скептики), в которых превратились последователи школы Платона
2. Перипатетики, или последователи школы Аристотеля, ратовавшие за эмпирические исследования и научный подход
3. Циники
4. Эпикурейцы
5. Стоики
6. Скептики
7. И, наконец, неоплатоники

Перескочив через первые шесть, мы поговорим только о неоплатонизме, как оказавшем наибольшее влияние на христианскую мысль и, таким образом, всю средневековую философию.

Начать же нам следует с рождения Христа, которое, по мнению историков, имело место за 4 года до даты, с которой мы все начинаем летоисчисление, именуя ее «рождением Христовым». То есть в 4 году до нашей эры. Распятие же его следует отнести к приблизительно 30-33 годам нашей эры.

Collapse )

Лекция 8: Аристотель: Политика

Лекция 8:
Аристотель: Политика



(Продолжение. Начало и полный список лекций вот здесь)

Думаю, эта тема будет многим более интересна, ибо имеет прямое отношение к нашему времени и сегодняшним дебатам :)


Политика

Есть основания полагать, что Политика – это последнее произведение Аристотеля. Во всяком случае, восьмая книга Политики обрывается внезапно, на середине, несмотря на то, что сам Аристотель считал именно Политику наиважнейшей, и вряд ли оставил бы незаконченной по доброй воле. Возможно, она прервалась потому, что автор умер, не дописав?

Как бы то ни было, политика – кульминация Аристотеля, ядро его философии. Цель этого произведения, по словам самого автора,
«исследование человеческого общения в наиболее совершенной его форме, дающей людям полную возможность жить согласно их стремлениям»
(Политика 2.1, 1260b 27-29)


Читатели помнят, вероятно, что в начале «Этики» Аристотель назвал наивысшим благом благо государства, после чего посвятил всю свою работу выяснению, в чем именно заключается благо человека? Кажущееся противоречие разрешается в «Политике», где философ объясняет свою позицию:

«наилучшее государство есть вместе с тем государство счастливое и благоденствующее, а благоденствовать невозможно тем, кто не совершает прекрасных поступков»

При этом он добавляет, что

Collapse )

Лекция 7: Аристотель – Этика и Политика, часть 1, Этика

Лекция 7:
Аристотель – Этика и Политика, часть 1, Этика



(Продолжение. Начало и полный список лекций вот здесь)

Решил разбить эту лекцию на две части, иначе выходит слишком длинно. Сегодня - Этика, Политика в следующий раз.


Этика

Наиболее полной работой Аристотеля по этике является Никомахова Этика (др.-греч. Ἠθικὰ Νικομάχεια), названная так, скорее всего, в честь его сына, Никомаха.

Согласно телеологии Аристотеля, о которой мы упомянули в прошлый раз, его Этика — это наука «правильного» поведения, ведущая нас к цели актуализации человеческого совершенства.

Аристотель согласен с Платоном в том, что это – в целом предмет объективного знания, но с его точки зрения — это знание, все же, не на столько объективно, как математика. В конкретном применении этических принципов может быть много двусмысленностей и оттенков, не поддающихся предварительному описанию.


Счастье (eudaimonia)

Очевидно, говорит Аристотель, что у всех человеческих действий должна быть конечная цель. И хотя у отдельных действий может быть много различных промежуточных целей, но в конце человеческой жизни должна находиться некая единая, высшая цель, ради которой делается все остальное.

«цель эта есть собственно благо, т. е. наивысшее благо.»
(1094а 22-24)

Каково же это «наивысшее благо»?

Collapse )

Вопрос российским либералам

Вот, кстати, один вопрос, который я давно хотел задать российским либералам, или, по крайней мере, тем людям, которые считают себя либералами: на чьей стороне вы, голубчики, в отношении современной американской, да и вообще западной, внутриполитической борьбы?

Это вопрос далеко не праздный, поскольку если уж считать, что США - "светоч демократии и лидер всего прогрессивного человечества", или, по крайней мере, признавать право США на те действия, которые эта страна проводит во внешней политике, то надо бы иметь мнение и по вопросу о ее политике внутренней. Тем более следует иметь мнение по вопросу политической борьбы проходящей в странах Запада в целом.

Меня, как гражданина США, тут живущего и работающего, а также принимающего участие в выборах, этот вопрос тем более интересует.

Итак, кратко обрисую ситуацию - с одной стороны мы имеем республиканскую партию, во главе которой стоит "ставленник Кремля" Трамп. Эти ребята пропагандируют традиционные ценности, основанные на библейском учении, ратуют за как можно более широкое распространение оружия, запрет (или, по крайней мере, ограничение) однополых браков, увеличение расходов на оборону, уменьшение социальных расходов, запрет абортов и максимально свободную работу рынка с минимальным вмешательством со стороны государства. Схожая позиция и у британских консерваторов, что подтверждает уже хотя бы само название их партии (сложно "консервировать" не опираясь на традиции).

С другой стороны, Collapse )

ПРО ТРАМПА

В России наблюдается неоправданный оптимизм, вызванный встречей между Трампом и Путиным. Надежды на улучшение отношений, вполне естественные, но явно преждевременные. Господа, бога ради, не торопитесь, чтобы потом не выглядеть опять так же глупо, как после выборов!

Начнем с того, что Трамп от своих слов, сказанных в Хельсинки уже... отказался. Вернее даже не отказался, как сделал бы НОРМАЛЬНЫЙ человек, а выкинул очередной трюк из серии "когда мне было три года мне в яслях объяснили, как выходить из таких ситуаций. Оказывается, по его собственному заявлению, когда он, в ответ на вопрос, "Верит ли он в российское вмешательство в американские выборы" сказал, что "I don't see any reason, why it would be [Russia]" ("не видит причины , почему это должна быть обязательно Россия?"), он НА САМОМ ДЕЛЕ имел ввиду, что "I don't see any reason, why it wouldn't be [Russia]?" ("не видит причины, почему бы это НЕ БЫЛА Россия?")
То есть, проще говоря, когда он сказал, что "это черное", он 'НА САМОМ ДЕЛЕ' имел ввиду, что это... БЕЛОЕ!

Сказать, что Трамп принимает нас за идиотов - это ничего не сказать. Во-первых, да, он примает нас за идиотов. Но этого мало. Он еще и труслив, как обычно, и, испугавшись последствий, как ребенок в детском саду пытается наивно выйти из затруднительной ситуации используя самое нелепое и неразумное объснение - "я же совсем не то имел ввиду! Когда я сказал, что ты дурак, я, на самом деле, имел ввиду, что ты очень умный! Когда я сказал, что твоя мама проститутка, я НА САМОМ ДЕЛЕ имел ввиду, что она замечательная, честная женщина! Верьте мне, это и правда так было!"

Далее, все гораздо хуже. Как вы понимаете, он не просто так испугался, и не просто так выдумал весь этот выворот. На самом деле это очевидно показывает, что Трамп ПОШЕЛ НА ПОПЯТНУЮ, как, впрочем, того и следовало ожидать. Это вполне отражает его стратегию, выбранную с самого начала.
Будем иметь ввиду следующие моменты:

Collapse )

Лекция 6: Аристотель – Метафизика

Лекция 6:
Аристотель – Метафизика



(Продолжение. Начало и полный список лекций вот здесь)


Но вернемся к нашему Аристотелю.

Итак, мы добрались до самого сердца его философии – до метафизики. Напомню, что в современной философии «метафизика» - это тот раздел, который интересуется вопросами реальности, и пытается дать ответ на вопросы «что существует на самом деле?» и «из чего все состоит?»

Однако изначально наименование «Метафизика» было дано работам Аристотеля, следовавшим сразу после его работ по «физике», или науке о природе. «Мета» по-гречески означает «сверх» или «после», и, таким образом, книги, шедшие по порядку «после физики» были буквально так и названы – «мета физика». Вероятнее всего сделал это не сам Аристотель, а либо один из его последователей, либо, что еще более вероятно, один из средневековых писарей, редактировавший работы философа.

Формально сам Аристотель говорит в начале первой книги, что данного сочинения – уяснить первые причины, стоящие «над» бытием, ибо только поняв самые первые и основные причины можно считать себя владеющими подлинным «знанием».

Немалое место «Метафизики» занимает критика философии Платона, от которой Аристотель считает своим долгом решительно обособиться. В частности, критикуется основа платонизма – учение об «идеях», или «эйдосах».

Прежде, чем мы поговорим о том, почему Аристотель критикует учение об «идеях», нам следует отметить, что это разделение между ними будет ключевым для всей последующей истории философии. Отметим основную разницу:

Collapse )

Что такое логика?

Продолжая тему "зачем нам Аристотель" - что такое логика?

Грубо:

Существует некая фундаментальная структура мышления, соответствующая фундаментальной структуре языка, которая, в свою очередь, соответствует некоей фундаментальной структуре вселенной. Понимание этой структуры и следование ее правилами дает конкретные РЕЗУЛЬТАТЫ – вещи работают, знания могут быть применены.

Что это? Мы не знаем. Все, что мы знаем – эта структура есть и она работает. Ее грубо и поверхностно можно назвать «истинно-предохраняющей». Верно построенные (логически правильные) аргументы и рассуждения СОХРАНЯЮТ истину – если посылки истины, то результат будет истинным.

Опять же грубо говоря – все, что мы имеем, все эти смартфоны, все покорение космоса и ядерной энергии, вся наша цивилизация построена НА ЭТОМ ПРИНЦИПЕ.

Принцип этот первым открыл, систематизировал и описал Аристотель.

Опять же забегая немного вперед нужно заметить, что одним из вопросов, заботивших средневековых схоластов был следующий:
Подчиняется ли Бог логике, или нет?
Collapse )