Category: философия

Лекция 6: Аристотель – Метафизика

Лекция 6:
Аристотель – Метафизика



(Продолжение. Начало и полный список лекций вот здесь)


Но вернемся к нашему Аристотелю.

Итак, мы добрались до самого сердца его философии – до метафизики. Напомню, что в современной философии «метафизика» - это тот раздел, который интересуется вопросами реальности, и пытается дать ответ на вопросы «что существует на самом деле?» и «из чего все состоит?»

Однако изначально наименование «Метафизика» было дано работам Аристотеля, следовавшим сразу после его работ по «физике», или науке о природе. «Мета» по-гречески означает «сверх» или «после», и, таким образом, книги, шедшие по порядку «после физики» были буквально так и названы – «мета физика». Вероятнее всего сделал это не сам Аристотель, а либо один из его последователей, либо, что еще более вероятно, один из средневековых писарей, редактировавший работы философа.

Формально сам Аристотель говорит в начале первой книги, что данного сочинения – уяснить первые причины, стоящие «над» бытием, ибо только поняв самые первые и основные причины можно считать себя владеющими подлинным «знанием».

Немалое место «Метафизики» занимает критика философии Платона, от которой Аристотель считает своим долгом решительно обособиться. В частности, критикуется основа платонизма – учение об «идеях», или «эйдосах».

Прежде, чем мы поговорим о том, почему Аристотель критикует учение об «идеях», нам следует отметить, что это разделение между ними будет ключевым для всей последующей истории философии. Отметим основную разницу:

Collapse )

Что такое логика?

Продолжая тему "зачем нам Аристотель" - что такое логика?

Грубо:

Существует некая фундаментальная структура мышления, соответствующая фундаментальной структуре языка, которая, в свою очередь, соответствует некоей фундаментальной структуре вселенной. Понимание этой структуры и следование ее правилами дает конкретные РЕЗУЛЬТАТЫ – вещи работают, знания могут быть применены.

Что это? Мы не знаем. Все, что мы знаем – эта структура есть и она работает. Ее грубо и поверхностно можно назвать «истинно-предохраняющей». Верно построенные (логически правильные) аргументы и рассуждения СОХРАНЯЮТ истину – если посылки истины, то результат будет истинным.

Опять же грубо говоря – все, что мы имеем, все эти смартфоны, все покорение космоса и ядерной энергии, вся наша цивилизация построена НА ЭТОМ ПРИНЦИПЕ.

Принцип этот первым открыл, систематизировал и описал Аристотель.

Опять же забегая немного вперед нужно заметить, что одним из вопросов, заботивших средневековых схоластов был следующий:
Подчиняется ли Бог логике, или нет?
Collapse )

Зачем нам Аристотель?

В качестве небольшого пояснения попробую ответить на вопрос, "зачем нам вообще Аристотель?"

Начнем с того, что вся современная логика, и вся современная наука, построена на фундаменте заложенном Аристотелем. Без него ее просто бы не было.

Логика Аристотеля вообще мало видоизменилась до 19 века, да и сейчас если взять любой учебник логики начального уровня 90% (!) это будет пересказ работ Аристотеля. Да, в более удобоваримой форме, но содержание практически не изменилось за 2400 лет.

Далее, современное высшее образование, вся система университетов, сложилась начиная с 12 века именно благодаря тому, что Западная Европа заново открыла для себя Аристотеля. Все, что делали студенты первых университетов (Парижского, Болонского, Оксфорда и Кембриджа) это тупо читали Аристотеля и пытались примирить его учение с библией. Это называлось "схоластицизм", и мы об этом еще поговорим, но это - факт. Аристотель был, в основном, утрачен в раннем средневековье, и с примерно 500 года до 1100 годов только маленькая часть его работ была известна в Европе. После этого пришли книги из арабского мира, там сохраненные и переведенные, и комментарии к ним, и это произвело просто ПЕРЕВОРОТ в европейской мысли, и реакцию, результатом которой стали ВСЕ научные открытия эпохи Возрождения.

Поэтому сказать, что Аристотель - это "наше все" значит ничего не сказать. Без Аристотеля науки бы просто не было ВООБЩЕ. Мы бы читали библию и молились на иконы в соломенных хатках.

Понять "что же это был за такой ядерный материал, который ПЕРЕВЕРНУЛ Европу, и изменил миропонимания поколений?" - крайне важно для всякого человека, который считает себя образованным. Как-то так.

(no subject)

Вижу, что чрезмерного энтузиазма лекции по философии не вызывают. Это не удивительно - Античная философия не вызывает энтузиазма и у студентов. Оживление наступает по мере приближения к нашему времени. Впрочем, читателям, думаю, будет интересна и христианская философия Августина и Фомы Аквинского, целиком посвященная отношениям с Богом. Будем надеяться, по крайней мере :)

Лекция 5: Аристотель и его логика

Лекция 5:
Аристотель - Логика


(Продолжение. Начало и полный список лекций вот здесь)

Не менее, если не более, знаменитый, чем его учитель Платон, великий Аристотель появился на свет в Стагрии, Македония в 384 г. д.н.э. В восемнадцать лет он стал студентом платоновской Академии, где обучался и, в последствии, обучал других наравне с самим Платоном вплоть до смерти последнего в 347/8 г.д.н.э

После этого Аристотель, возможно по причине своего макендонского происхождения (понаехали тут…) , не получил позиции главы Академии, и уехал из Афин, занявшись исследованиями в области морской биологии.

В 342 г.д.н.э. Аристотеля призвали ко двору царя Македонии и возложили на него почетную обязанность стать учителем молодого, тогда еще тринадцатилетнего принца Александра. Того самого, впоследствии ставшего Александром Великим.
Закончив обучение семь лет спустя, в 335 году, Аристотель вернулся в Афины, где основал свою собственную школу и исследовательский центр под названием Лицея (да, как и Академия, наименование это вошло в века и используется по сей день).
После смерти Алекстандра в 323 году он вынужден был покинуть Афины. В это время начались гонения на македонян, и он предпринял меры, дабы афиняне «не согрешили против философии второй раз» (первым была казнь Сократа, как вы понимаете). К сожалению, это не сильно помогло – вскоре Аристотель умер, хотя и по естественным причинам.

Уже первоначальное сравнение Аристотеля с Платоном указывает нам на существенную разницу между ними. Так, если Платон был идеалистом, писавшем о потусторонней реальности, то Аристотель выступает как реалист, сторонник научных методов и прагматик.
До некоторой степени это верно, хотя может быть отчасти упрощением и преувеличением. В первую очередь нужно иметь ввиду, что оставшиеся нам от Платона работы представляют собой исключительно его литературные труды, рассчитанные на широкого читателя. Есть сведения, что он так же давал лекции, и имел работы более технического характера, до нас недошедшие. В то же время от Аристотеля нам остались только его рабочие записи, конспекты лекций. Опять же есть основания полагать, что у Аристотеля имелись и литературные труды, которые были впоследствии утрачены.
Так или иначе, разница между учителем и учеником есть, и очень существенная, и мы еще о ней поговорим. Для начала дадим общий обзор его подхода к теории познания.

Collapse )

Лекция 3: Платон

Лекция 3:
Платон


(Продолжение. Начало и полный список лекций вот здесь)

Платон появился на свет в 428 году д.н.э. в аристократической семье, и с самого рождения ему была приготовлена карьера политического деятеля. К сожалению для родных, в возрасте примерно 20 лет Платон встретил Сократа, и вошел в круг его молодых учеников. С этого момента жизнь Платона была посвящена философии.

Смерть Сократа, о которой мы упомянули в прошлый раз, так потрясла молодого ученика, что тот не смог присутствовать при казни, покинул Афины и несколько лет путешествовал. Что он при этом думал и чувствовал мы можем понять, если перечтем диалог «Федон», где, устами одного из героев, Платон говорит нам об этих событиях:

«Таков… был конец нашего друга, человека — мы вправе это сказать — самого лучшего из всех, кого нам довелось узнать па нашем веку, да и вообще самого разумного и самого справедливого.» (118a)

Позднее он не просто увековечил имя своего учителя в целом ряде дошедших до нас диалогов, но и сам основал философскую школу, расположенную в саду Академа (Ἀκάδημος), одного из древнегреческих героев. С тех пор и дошло до нас слово «Академия».
Умер Платон примерно в 347 или 348 году д.н.э., в возрасте около 80 лет.

Во многом, философия самого Платона отталкивалась от философии его учителя, Сократа, хотя и значительно расширяла ее. Collapse )

Лекция 2: Скептицизм и «ключи к успеху»; Сократ

Античный период:
Лекция 2:
Скептицизм и «ключи к успеху»
Сократ


Наконец добрались мы и до следующей лекции. Надеюсь, ознакомившись с ней вы поймете, почему эта тема актуальна и сегодня...


К пятому веку д.н.э. Афины становятся коммерческим, интеллектуальным и артистическим центром греческой жизни. В этот же период имели место существенные успехи в медицине, архитектуре, искусстве, поэзии и драме. Рождение афинской демократии дало начало новой форме политического правления. Начался Золотой Век Древней Греции.

Вскоре за этим, однако, начался период морального и культурного разложения, основными признаками которого стало разрушение классических идеалов уважения к афинским законам, религии и традициям. Афины оказались вовлечены в войну, результаты которой сказались на отношениях между людьми и их поведении.

Как писал об этом Фукидид,

«Изменилось даже привычное значение слов в оценке человеческих действий. …. Человек, поносящий других и вечно всем недовольный, пользовался доверием, а его противник, напротив, вызывал подозрения. Удачливый и хитрый интриган считался проницательным, а распознавший заранее его планы — еще более ловким.»
(Фукидид, История Пелопонесской Войны, кн.3 лн.82)

Среди причин разложения можно, в первую очередь, назвать следующие:

Collapse )

Лекция 1: Ранняя Древнегреческая философия

Итак, первая лекция, закладывающая основы и дающая понятие о зарождении современной философии.
На самом деле ее приходится разбить на две части, поскольку полуторачасовая лекция для одного поста оказывается слишком обширной.

Античный период:
Лекция 1: Ранняя Древнегреческая философия


Почему вообще начинать с Греции? Есть ряд причин, среди которых можно назвать следующие:

В первую очередь необходимо помнить, что именно древние греки заложили интеллектуальные основания нашей цивилизации. В частности, ими был поднят ряд базовых вопросов, касающихся человеческой жизни, не потерявших значения вплоть до сегодняшних дней. Например,

- Какова природа Вселенной?
- Какова цель человеческого существования?
- Каков характер взаимоотношений между людьми и божественными силами?
- Что представляет собой сообщество людей?
- Что представляет собой государство?
- Каково должно быть настоящее образование?
- Каковы истоки законов?
- Что такое истина, и как можно претворить ее в жизнь?

Collapse )

Лекция 0: Что такое философия?

Решил начать выкладывать здесь краткое содержание лекций моего курса по общей философии (Philosophy 101), который буду читать с августа по декабрь. Это, в некотором роде, работа в процессе, и перевод ее на русский язык поможет как вам, уважаемые читатели, получить общие познания о философии, так и мне, как лектору, понять, что тут будет лучше изменить, переработать, дополнить, и каким образом.
А посему комментарии и вопросы приветствуются.

Данная лекция нулевая, вводная, дающая общий обзор и не претендующая на глубину. Сам курс будет более подробным, хотя, с учетом того, что он - тоже вводный многое приходится опускать и упрощать. В общем и целом, это попытка описать за 27 лекций 2600 лет философии. Постараюсь за лето выложить все 27, хотя не гарантирую, что успею.

Примерный план лекций:

Античный период:

Лекция 1: Ранняя Древнегреческая философия
Лекция 2: Скептицизм и Успех; Сократ
Лекция 3: Платон
Лекция 4: "Государство" Платона
Лекция 5: Аристотель - Логика
Лекция 6: Метафизика Аристотеля
Лекция 7: Этика и политика Аристотеля - часть 1, Этика
Лекция 8: Этика и политика Аристотеля - часть 2, Политика



Средневековый период:

Лекция 9: Неоплатонизм. Развитие христианской мысли
Лекция 10: Августин
Лекция 11: Расцвет средневековья
Лекция 12: Фома Аквинский
Лекция 13: Распад средневекового миропорядка


Философия современности:

Лекция 14: Ренессанс, реформация и возникновение современной науки
Лекция 15: Рене Декарт
Лекция 16: Спиноза
Лекция 17: Эпоха Просвещения
Лекция 18: Локк
Лекция 19: Беркли
Лекция 20: Юм
Лекция 21: Иммануил Кант - Критика чистого разума
Лекция 22: Иммануил Кант - этика и эстетика
Лекция 23: Немецкий идеализм
Лекция 24: Гегель
Лекция 25: Гегель 2
Лекция 26: Маркс
Лекция 27: Маркс 2
Лекция 28: Шопенгауэр
Лекция 29: Кьеркегор
Лекция 30: Кьеркегор 2
Лекция 31: Ницше
Лекция 32: Ницше 2
Лекция 33: Сартр




Итак, начнем.

Collapse )

О ПРОФАНАХ В ИСКУССТВЕ, ИЛИ К КАКОЙ ГОЛОВЕ ПРИКЛАДЫВАЮТ РУКУ?

Думаю, не сильно преувеличу, если скажу, что в искусстве я – полный профан.

Мое первое более-менее серьезное ознакомление с темой началось с университетского курса лекций по истории искусства. Завороженной темой, я отправился в длительную поездку, дабы своими глазами увидеть творения Дуччо в Сиене, Чимабуэ во Флоренции, работы Леонардо и Микеланджело в Риме и шедевры Босха Мадридском Прадо.

Уже значительно позднее, в Оксфорде, я одно время хотел сделать теорию литературы предметом своей магистерской диссертации. Прослушал с этой целью еще один курс лекций, прочел работы Барта, Адорно и Бахтина, особенно увлекся идеями немецких идеалистов, которые увели меня в совсем другом направлении, а диссертацию, в итоге, написал по философии Соловьева.

Впрочем, тема не уходила, Collapse )