Category: образование

Category was added automatically. Read all entries about "образование".

Лекция 23: Кант - Критика чистого разума часть 3

Лекция 23:
Кант - Критика чистого разума, часть 3


(Продолжение. Начало и полный список лекций вот здесь)

Сделал еще одно видео по теме Критики чистого разума Канта.

Тема Души/Я, Мира и Бога, как они даются Кантом в трансцендентальной диалектике.

https://youtu.be/5vaZ9YbkLBo

Лекция 21: Кант - Критика чистого разума

Лекция 21:
Кант - Критика чистого разума


(Продолжение. Начало и полный список лекций вот здесь)

Кант будет в видеолекциях.
Часть 1 - Предисловие к введению, ссылка на Ютбю:

https://youtu.be/OjCso9apDrc

(no subject)

Ввиду того, что с конца августа начался новый учебный год, писать времени не было.
Как будет возможность, продолжу свои лекции и прочее.

Из других новостей - планируем большое европейское турне на следующее лето! Амстердам, круиз вокруг Европы, и снова Италия. Потом, как водится, недельку в Лондоне. Но это пока все в стадии разработки.

Профессорское

Семестр начался, сегодня первые лекции. Это, я вам скажу, совсем не так просто, как кажется - даже зная материал, правильно его подать. То, что я выкладываю в ЖЖ - схема, набросок, не более. Она служит, как ориентир, но в живую все происходит совсем иначе.

Перед тобой сидят 30 человек, рассматривают тебя, оценивают и реагируют на твои слова. Ты это видишь, не можешь не видить, и тебе это не безразлично. Ты замечаешь, что дает эффект, а что пролетает "мимо". Идет постоянный процесс поиска правильных вариантов подачи, верных слов, комбинации вопросов и объяснений. Что подчеркнуть, на чем остановиться, что пропустить?

Опыт тут приходит постепенно, и спустя год я это уже вижу очень хорошо. То, что вначале казалось хорошей идеей, оказывается совершенно никуда не годно. Другое - наборот, думал, что не стоит пробовать, а оказывается очень даже эффективно.

В целом "хорошая лекция" - это целое театральное представление, тут нужно и ораторское искусство, и мастерство актера, и опыт режиссера, оформителя и постановщика, и даже психолога. Одного знания предмета совершенно недостаточно, это я вам точно скажу.

Лекция 11: Расцвет средневековья

Лекция 11:
Расцвет средневековья


(Продолжение. Начало и полный список лекций вот здесь)




К 1000 году нашей эры раннее средневековье, охарактеризованное состоянием постоянного хаоса, вторжений варваров и всестороннего упадка наконец было завершено.

Политические, общественные и экономические институты Западной Европы обрели определенную стабильность и цельность, продолжавшуюся на протяжении порядка пяти последующих веков.

В период между 1000 и концом 1200-х годов нашей эры, известный так же как «Высокое средневековье», средневековая цивилизация считается достигшей своей высшей точки развития.

Первое, что отличает Высокое средневековье от предыдущего периода это появление системы организованного высшего обучения, получивший название «университета».


Первые университеты

Интерес к учебе и искусствам проявился в Европе еще ранее, в 800-е годы, в царствование Карла Великого. Именно при Карле в крупных городах стали открываться первые монастырские школы. Будущие университеты расцвели впоследствии именно на основе этих школ, хотя и в корне отличались от них по ряду признаков.

Университеты, от латинского universitas, означавшее «объединение группы людей в единое сообщество, компанию, корпорацию или гильдию», по сути своей являли характерную для того времени гильдию торговых или деловых людей, соединившихся с целью защиты собственных интересов. Так, в случае с университетами, группой людей оказывались студенты и их преподаватели, часто находившие наиболее удобным скопление в одном месте для взаимного обучения и проживания.

Collapse )

(no subject)

Вижу, что чрезмерного энтузиазма лекции по философии не вызывают. Это не удивительно - Античная философия не вызывает энтузиазма и у студентов. Оживление наступает по мере приближения к нашему времени. Впрочем, читателям, думаю, будет интересна и христианская философия Августина и Фомы Аквинского, целиком посвященная отношениям с Богом. Будем надеяться, по крайней мере :)

Анонс

Перевожу сейчас следующую лекцию о Сократе и софистах. Она будет особенно интересна, поскольку очень применима к дню сегодняшнему. Не пропустите.

Лекция 0: Что такое философия?

Решил начать выкладывать здесь краткое содержание лекций моего курса по общей философии (Philosophy 101), который буду читать с августа по декабрь. Это, в некотором роде, работа в процессе, и перевод ее на русский язык поможет как вам, уважаемые читатели, получить общие познания о философии, так и мне, как лектору, понять, что тут будет лучше изменить, переработать, дополнить, и каким образом.
А посему комментарии и вопросы приветствуются.

Данная лекция нулевая, вводная, дающая общий обзор и не претендующая на глубину. Сам курс будет более подробным, хотя, с учетом того, что он - тоже вводный многое приходится опускать и упрощать. В общем и целом, это попытка описать за 27 лекций 2600 лет философии. Постараюсь за лето выложить все 27, хотя не гарантирую, что успею.

Примерный план лекций:

Античный период:

Лекция 1: Ранняя Древнегреческая философия
Лекция 2: Скептицизм и Успех; Сократ
Лекция 3: Платон
Лекция 4: "Государство" Платона
Лекция 5: Аристотель - Логика
Лекция 6: Метафизика Аристотеля
Лекция 7: Этика и политика Аристотеля - часть 1, Этика
Лекция 8: Этика и политика Аристотеля - часть 2, Политика



Средневековый период:

Лекция 9: Неоплатонизм. Развитие христианской мысли
Лекция 10: Августин
Лекция 11: Расцвет средневековья
Лекция 12: Фома Аквинский
Лекция 13: Распад средневекового миропорядка


Философия современности:

Лекция 14: Ренессанс, реформация и возникновение современной науки
Лекция 15: Рене Декарт
Лекция 16: Спиноза
Лекция 17: Эпоха Просвещения
Лекция 18: Локк
Лекция 19: Беркли
Лекция 20: Юм
Лекция 21: Иммануил Кант - Критика чистого разума
Лекция 21: Кант - Критика чистого разума часть 2
Лекция 22: Иммануил Кант - этика и эстетика
Лекция 23: Немецкий идеализм. Переход от Канта к Гегелю.
Лекция 24: Гегель Феноменология Духа 1
Лекция 25: Гегель 2
Лекция 26: Маркс
Лекция 27: Маркс 2
Лекция 28: Шопенгауэр
Лекция 29: Кьеркегор
Лекция 30: Кьеркегор 2
Лекция 31: Ницше
Лекция 32: Ницше 2
Лекция 33: Сартр




Итак, начнем.

Collapse )

ЛОГИКА - пара размышлений с лекций

В каждой группе есть один, максимум два человека, кто хорошо понимает логику. Им она дается легко. Большинство же мучается, словно бы бьется головой об стенку. Кое-что получается, кое-то нет, но всегда со скрипом и с усилиями. Часто слышу от студентов "я все делаю, что нужно, но ничего не могу понять. Сижу тупо над книгой, и ничего не воспринимаю".
Логика это формальная структура, которая над словами, над предложениями. Точнее - внутри их. Она их "держит", "соединяет", но ее надо видеть. Трудно это объяснить, студенты цепляются за слова, рассуждают о словах "но вот здесь же так написано!", они не видят структуры, не видят формы. Вернее, большинство не видит, некоторые видят. И в этом вся разница.