Category: история

РОССИЙСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ – ИСТОРИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА.

Интересно, что за давностью времени наше восприятие фактов значительно меняется. Поэтому имеет смысл вспомнить некоторые факты и события, и посмотреть на них с иной точки зрения – с точки зрения современников.
Именно такова цель новой исторической серии, которую хочу начать в связи с приближающимися округлыми датами – 100 летием февральской и октябрьской революций в России.

Представим себе, что мы вернулись во времени на 100 лет назад, и оказались в январе 1917 года, в холодном зимнем Петрограде.
Абсолютно никаких признаков приближавшихся событий мы бы не заметили. Для начала, конечно, следует вспомнить, то по старому стилю это было бы не 29, а 16 января. Вот уже третий год шла Первая Мировая война.

Практически все будущие герои-революционеры были в то время почти никому – разве что за исключением царской полиции - неизвестны: Collapse )

ПРОБЛЕМА СОЦИАЛИЗМА

Нах*я нах*ярили?
Расх*яривай нах*й!

(народная поговорка времен "развитого социализма")



Я хочу немного заострить свой прошлый пример, дабы стало яснее, какое именно отношение он имеет к социализму. И чтобы легче понять, что происходит, мы забудем на минуту о деньгах, и сконцентрируемся на распределение продукта.

Итак, 1980 год, славные годы застоя.Collapse )

Перестройка - взгляд изнутри

Продолжение. Начало здесь.

Впрочем, в армии – и флоте – перемены тоже были. Уже в конце 1986 года началась массивная борьба с дедовщиной и «неуставными взаимоотношениями», на которых стояла тогда наша «доблестная армия». Проще говоря – с мордобоем. В январе 1987 у нас на Русском Острове списали всех старшин «старкой закалки», вместо них прислали молодых мичманов. Мичмана морду уже не били, не пили, и вообще вели себя прилично.

В апреле того же года я оказался на корабле, где с неуставными взаимоотношениями все было еще более благополучно. Лучше здесь было и с отношениями «межнациональными», причем по одной простой причине – на боевых кораблях процент русских среди моряков подходил вплотную к значению «100». То есть там была парочка представителей других национальностей – буквально два-три человека на экипаж из 150 – но разве что для виду, а все остальные оказались исключительно Иванами и разными там Серегами. Таким образом межнациональная борьба, которая, как я уже писал, шла в учебных отрядах на берегу, на судне отсутствовала. Вообще можно сказать, что служба там была сравнительно неплохая – в каюте имелся телевизор, который мы смотрели по вечерам, кормили на убой; экипаж был неплохой, много свободного времени, престиж службы на флоте и т.д.

Тем не менее парадокс заключается в том,Collapse )

О прошлом - 5

Продолжение. Начало здесь.

Наверное, стоит вначале подробнее остановиться на этом периоде в моей жизни, 1983-1986 годы.

Осенью 1983 я совершил серьезную ошибку – забрал документы из школы и поступил в 41-е училище, готовившее на базе Балтийского Морского Пароходства моряков загранплавания. Владимир Юрьевич был, безусловно, прав, когда советовал мне закончить 10 классов и поступить в университет, но у меня тогда была собственная «логика». Зачем, думал я, терять время на университет, если главная цель у меня – попасть за границу? В любом случае на МГИМО шансов не было, а диплом литератора казался мне совершенно бесполезным и бессмысленным, несмотря на мои, многими отмечаемые в то время, литературные способности. Писать правду, в любом случае, было нельзя, а это – единственное, что я хотел писать! Тискать же статейки для «Правды» или «Труда» я не сбирался.

Поэтому с 1 сентября 1983 года я начал обучение на кока, то есть корабельного повара. Collapse )

О прошлом - 1

Я часто вспоминаю то время, до-перестроечные годы. 70-е помню плохо, но начиная с 1980-го, когда мне стукнуло 12, воспоминания уже довольно стабильные. Летом того года мы ездили с бабушкой во Владивосток, к ее сестре. Туда летели самолетом, обратно – поездом.
Первое впечатление от поездки – удивление, что надо было получить пропуск в МВД. Да-да, вы не ошиблись! Владивосток был «закрытой зоной» и «просто так» туда ехать нельзя было. Родственники нам прислали «вызов» - как за границу, блин! – и с этим «вызовом» бабушка ходила в отдел МВД и получала пропуск на себя и на меня. Только по этому пропуску нам продали билет на самолет.

Мы вылетели 15 июня 1980 года; хорошо помню сам перелет по маршруту Ленинград – Уфа – Томск – Чита – Владивосток, на ТУ – 154. Collapse )

Выезд за границу из СССР - как это было?

Я впервые получил приглашение от знакомого из США для гостевой поездки осенью 1990 года.
Система была еще старая - нужно было вначале заверить приглашение у нотариуса, потом зарегистрировать в посольстве СССР в Вашингтоне, потом можно было нести и то, и другое в ОВИР ГУВД по своему району. ОВИР (Отдел Виз и Регистрации иностранных граждан) и давал разрешения на выезд.

До конца 80-х по такому "гостевому" от "друзей" меня послали бы сразу, далеко и надолго. Даже варианта "приглашение от друзей" не существовало - только от родственников. В анкете ОВИР был вопрос "степень родства", на который приходилось отвечать "знакомый". Но в 1990 году на это было уже чихать. В сентябре мне через знакомых передали это приглашение.

Помещение ОВИР находилось в местном районном отделе ГУВД, в моем случае - Красносельского Района города Ленинграда. Collapse )

Троцкий против Арватова, или проблема пролетарской культуры в свете сегодняшнего дня

В начале 20-х годов в рядах правящей коммунистической партии СССР начался процесс раскола, сопровождавшийся как пересмотром целей и задач самой партии, так и переоценкой ее роли в обществе. Этот процесс имел самые разные проявления, и может, таким образом, быть рассмотрен с самых разных ракурсов. Один из таких ракурсов, примененный в данной работе - дебаты о том, что такое искусство и какова его роль в будущем государстве.

Collapse )

Народничество - часть I , определение.

Важным связующим звеном между идеями русских просветителей, таких, как Герцен и Чернышевский, и более поздним периодом марксистской идеологии является т.н. 'народничество'. Народничество - это одновременно и политическое движение, и идеология, ответственные как за радикализацию российской молодежи второй половины XIX века, так и за многие трагические события тех времен, включая убийство императора Александра Второго. Народники же, в свое время, были организаторами и вдохновителями пресловутого движения интеллегентов "в народ", по большей части полу-анекдотического. Эта работа - попытка определения того, чем же на самом деле было русское народничество, как его можно определить, в чем заключались его корни и какова была его основная идеология, а также кратко пройтись по основным хронологическим эпизодам связанным с данным движением. В заключении я предложу вашему вниманию вывод, что русский популизм явился не чем иным как реакцией образованной элиты на вызовы своего времени в виде течений известных как натурализм, материализм и рационализм.

Классическое русское народничество, как идеологически, так и политически, берет свое начало примерно с середины 70-х годов. По мнению Валицкого его появление можно связать с публикацией русского перевода "Капитала" Маркса, и с развитием капитализма на Западе (Walicki,A. The Controversy over Capitalism. Oxford, 1969. p.132).

Идеологически мыслителей-народников можно грубо разделить на три направления:

1) правое крыло, мистически-ориентированная группа, представленная Червинским, Каблицем, Воронцовым и Кривенко;

2) левое крыло, бланкисты-революционеры, призывавшие к захвату власти посредством переворота, представленные П.Н. Ткачевым и Н.А. Морозовым; и, наконец,

3) централисты, умеренная группа, сплотившаяся вокруг Н.К. Михайловского

Mihailovsky
Никола́й Константи́нович Михайло́вский (1842 — 1904)

Collapse )

Александр Герцен как отец "русского социализма"

Продолжение. Начало здесь.

Статья основана на работе, написанной мной как часть программы магистерского курса по истории русской мысли XIX века в университете Оксфорда.



Прежде, чем говорить об отношении Герцена к русскому социализму или социализму вообще, следует, конечно, разобраться, что собственно имеется ввиду под термином "социализм"? Как известно, есть несколько разных толкований данного слова. Самое простое и поверхностное - "социализм" это некая идея, предусматривающая определенную форму социализации или коллективизации ценностей и отмену частной собственности (Malia, M. Alexander Herzen and the Birth of Russian Socialism 1812-1855. London, 1961. p.103). Однако наличие широкого спектра мнений по вопросу отмены частной собственности и коллективизации ценностей, понимаемых под термином "социализм" указывают на то, что эти составляющие не являются обязательными в определении социализма, но, в свою очередь, ведут к еще более узкому определению. Во Франции термин "социализм" впервые появился в 1834 году, в статье Пьера Леро (Pierre Leroux) - между прочим, любимого автора самого Герцена - "О индивидуализме и социализме", и означал нечто, индивидуализму, равнозначному в этом контексте с экономическим эгоизмом согласно теории laissez-faire, прямо противоположное (Walicki, A. The Slavophile Controversy. Oxford, 1975. p.431). Важнейшей составляющей, однако, во всех случаях можно считать условие необходимости экономических, а не только политических, реформ. Таким образом, основным отличием социализма от либерализма можно назвать акцент который делается первым в отношении добровольной кооперации и социального обеспечения в противовес свободной конкуренции laissez-faire капитализма. Более общее определение можно найти у Маркса, который понимал под социализмом некий итог действий индустриального пролетариата как класса направленных против буржуазии.

Collapse )