?

Log in

No account? Create an account

Oct. 6th, 2018

Ввиду того, что с конца августа начался новый учебный год, писать времени не было.
Как будет возможность, продолжу свои лекции и прочее.

Из других новостей - планируем большое европейское турне на следующее лето! Амстердам, круиз вокруг Европы, и снова Италия. Потом, как водится, недельку в Лондоне. Но это пока все в стадии разработки.
Лекция 17:
Эпоха Просвещения.


(Продолжение. Начало и полный список лекций вот здесь)


Просвещение и эра Ньютона

Эпоха Просвещения – термин, который использовали писатели восемнадцатого века, говоря о своем времени.
Формально можно сказать, что она начинается с опубликования «Математических начал натуральной философии» Ньютона в 1687 году, хотя не менее, если не более важным, по крайней мере для философии, было издание Джоном Локком его «Опыта о человеческом разумении» в 1690 году.
Ознаменовавшим окончание эпохи Просвещения можно считать «Критику чистого разума» Иммануила Канта, вышедшую в 1781 году.



Значение Ньютона

Значение и влияние Исаака Ньютона на научную мысль этого периода сложно переоценить. Появившийся на свет в 1642 году год смерти Галилея, сам Ньютон скромно, но верно оценил свой вклад следующими словами:

«Если я видел дальше (других ученых), то лишь потому, что стоял на плечах гигантов»

читать дальшеCollapse )

Профессорское

Семестр начался, сегодня первые лекции. Это, я вам скажу, совсем не так просто, как кажется - даже зная материал, правильно его подать. То, что я выкладываю в ЖЖ - схема, набросок, не более. Она служит, как ориентир, но в живую все происходит совсем иначе.

Перед тобой сидят 30 человек, рассматривают тебя, оценивают и реагируют на твои слова. Ты это видишь, не можешь не видить, и тебе это не безразлично. Ты замечаешь, что дает эффект, а что пролетает "мимо". Идет постоянный процесс поиска правильных вариантов подачи, верных слов, комбинации вопросов и объяснений. Что подчеркнуть, на чем остановиться, что пропустить?

Опыт тут приходит постепенно, и спустя год я это уже вижу очень хорошо. То, что вначале казалось хорошей идеей, оказывается совершенно никуда не годно. Другое - наборот, думал, что не стоит пробовать, а оказывается очень даже эффективно.

В целом "хорошая лекция" - это целое театральное представление, тут нужно и ораторское искусство, и мастерство актера, и опыт режиссера, оформителя и постановщика, и даже психолога. Одного знания предмета совершенно недостаточно, это я вам точно скажу.
Лекция 16:
Бенедикт Спиноза


(Продолжение. Начало и полный список лекций вот здесь)


Философия Спинозы принципиально интересна хотя бы уже тем, что на ее основе построен был впоследствии весь немецкий идеализм. Фактически, несмотря на частые упоминания «Бога», Спиноза является одним из первых философов-материалистов, поскольку, как не сложно заметить, «Бог» для него — это не антропоморфное существо, создатель мира, а сам мир, сама природа. Таким образом Спиноза, оттолкнувшись от философии Декарта, поднялся значительно выше его в своем понимании устройства Вселенной.



Барух (Бенедикт) Спиноза родился в Амстердаме, в 1632 году.





читать дальшеCollapse )

Лекция 15: Рене Декарт

Лекция 15:
Рене Декарт


(Продолжение. Начало и полный список лекций вот здесь)


Рене Декарт (фр. René Descartes) появился на свет 31 марта 1596 года, в маленьком французском городке Лаэ, в провинции Турень, ныне носящем имя самого Декарта.

Декарт получил образование в иезуитском колледже Ла Флеш, далее жил некоторое время в Париже, а в 1617 году поступил на военную службу – сначала в Голландии, затем в Германии.

10 ноября 1619 года ему привиделись три сна, содержание которых Декарт счел указывающими цель в его дальнейшей жизни – обнаружить ключи к тайнам природы на базе новой философии, созданной на математической основе.

С 1628 года Декарт проживал в Голландии, где и написал свои наиболее известные работы.

В 1649 году он имел несчастье перебраться по приглашению королевы Швеции Кристины в Стокгольм, где суровый климат и неожиданно жесткий распорядок дня, которого придерживалась королева (она требовала уроков ранним утром, в то время как Декарт любил поспать до 11), окончательно уморили философа. В результате Декарт заболел и скончался 11 февраля 1650 года.




Метод сомнений

читать дальшеCollapse )

ОСЕНЬ 2004

*Продолжение*


В Штатах ощущение сразу иное, чем в Канаде. Чувствуется размах, мощь, простор! Помимо этого, есть и элементы чисто американского колорита – флаги, таблички «мы поддерживаем наши войска!», и прочее подобное.

Лос-Анжелес вообще место особенное. Когда я уезжал из Ванкувера был конец октября, и там уже наступала осень – становилось холодно, дождливо, небо затянуто облаками. В то же время кругом зелень, поскольку листья там, в отличии от Восточных провинций, практически не падают.

В Лос-Анжелесе стояло настоящее лето. читать дальшеCollapse )

О личном

Иногда хочется написать о личном, но даже для 500 друзей это многовато будет.
Поэтому у меня появилась мысль создать группу тех, кому это интересно.
Пишите комментарии, если хотите быть в такой группе. Правда, не гарантирую, что приму туда всех желающих - некоторый отбор, все же, будет. Но в любом случае это только по желанию, для тех, кто читает и хочет читать.
Лекция 14:
Ренессанс, реформация и возникновение современной науки


(Продолжение. Начало и полный список лекций вот здесь)

Хотя сложно прочертить четкую линию, с точки зрения развития философской мысли мы можем сказать, что смерть Уильяма Оккама и эпидемия чумы в Европе, известная как «Черная смерть» в 1347-1349 г.г. знаменуют собой конец как средневековой философии, так и средневекового периода в целом.

С 1350 по 1650 года в Европе начинается период, известный как «ренессанс», или «возрождение», традиционно ассоциирующийся с возрождением духа гуманизма, находившегося в состоянии летаргической спячки на протяжении всего средневековья.

Пять основных сил, вместе отмечаемых как определяющие для ренессанса и последующего развития человеческой цивилизации, можно обозначить следующим образом:

1. Гуманизм – движение в искусстве и литературе, вызванное повторным открытием работ древнегреческой и римской классики
2. Религиозная реформация – приведшая в 16 веке к переосмыслению религиозных традиций и авторитета церкви
3. Социальные, экономические и политические изменения, затронувшие все сферы жизни общества
4. Развитие науки, самым радикальным образом изменившее взгляды людей на мир и на свою роль в этом мире
5. Новые методы познания, предложенные философами в попытках радикальным образом вымести прошлые заблуждения и восстановить человеческое познание на новом фундаменте.


Ренессанс (возрождение)

читать дальшеCollapse )
Лекция 13:
Распад средневекового миропорядка



(Продолжение. Начало и полный список лекций вот здесь)

Начиная примерно с 1300 года нашей эры средневековый миропорядок постепенно разрушается. В первую очередь это явилось следствием снижения престижа и власти Папы Римского, вызванного очевидным несоответствием между пропагандируемыми церковными властями идеалами аскетизма и смиренности с одной стороны, и богатством и тщеславием самих религиозных патриархов с другой.

В немалой степени подорвал авторитет церкви и Великий Западный Раскол (Схизма) 1378-1415 годов, во время которого два соперника на титул Папы Римского управляли одновременно – один из французского Авиньона, другой из Рима.

Ко второй половине пятнадцатого века в Англии, Франции и Испании возник и укрепился вариант сильного единоличного правления (монархии), что и будет определять их как основных игроков на европейской сцене на будущие века.

В то же время традиционная триада иерархии-авторитета-единства, доминировавшая духовную, интеллектуальную и политическую власть Европы в предыдущие века постепенно начала расшатываться.


Возникновение волюнтаризма в Европечитать дальшеCollapse )
Лекция 12:
Фома Аквинский


(Продолжение. Начало и полный список лекций вот здесь)

С появлением в Европе новых философских теорий, привнесенных из не-христианских учений, естественным образом возник вопрос: могут ли модели языческих греков, мусульман и иудеев быть адаптированы в христианское учение, или же от них следует по возможности отгородиться?
Именно это стало тем вопросом 13 века, исторический ответ на который дал в своих работах Фома Аквинский

Фома появился на свет примерно в 1224 или 1225 году, в Италии, в благородной семье – его отцом был граф Аквинский. Закончив школьное обучение в четырнадцать лет он был послан родителями в Университет Неаполя, в то время как раз захлестнутый волной аристотелианизма, ставшего важной частью программы обучения (см. предыдущую лекцию).

Вопреки воле родителей, юный Фома оказался под влиянием недавно возникшего монашеского ордена Доминиканцев, к которому и примкнул около 1244 года.

Впоследствии он изучал теологию в Университете Парижа, и жил попеременно то в Париже, то в Италии, вплоть до своей смерти в 1274 году, через год после того, как он прекратил свою работу по причине мистического ведения.
Изначально работы Фомы были встречены без особого радушия, но постепенно они настолько захватили умы католиков, что стали считаться официальной доктриной церкви, и в 1323 году Фома Аквинский был провозглашён святым.


Эффект Аристотеля

читать дальшеCollapse )

Profile

ja_va
Ян_Валентинович

Latest Month

May 2019
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Tags

Syndicate

RSS Atom
Powered by LiveJournal.com