?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Америка

Да, раз уж зашел разговор.
Было время я, молодой и зеленый, совершенно обожал Америку. Тогда обожать Америку было, мягко говоря, не разрешено, и запретный плод всегда сладок. Впрочем, не только в этом дело, конечно. Идеалы свободы личности, равных возможностей, огромных просторов от океана до океана, детали становления этой страны, как убежища для всех - тоже играло роль.

И вот прошло много лет. Я давно уже в Америке живу, имею гражданство, об'ехал ее практически всю, по крайней мере много чего об'ехал. И ... постепенно выросло разочарование. Неудобство, неприятие, раздражение. В конце концов просто уже злость. Почему?

Сартр в "Тошноте" (La Nausée) употребил такое понятие как de trop. Нечто густое, как каша, навязчивое; черезчур.

Ну зачем, скажите, столько жрать? Зачем потреблять, потреблять, и превращать мир в источник потребления, в поглошение долларов и дальнейшее опорожнение? Неужели, действительно, не тошнит?

Я не собираюсь идеализировать о высоких материях. К черту материи. Но нельзя же все сводить к потреблению.

Отдельная история американский политический консерватизм, GOP, партия Чая (Tea Party), либертарианизм (есть такое слово?). Я не сторонник коммунизма и вообще далеко не левый, но черт возьми, есть же какие то разумные пределы! Нельзя же, в конце концов, вообще прикрыть государственное управление и устроить джунгли, где выживает сильнейший.

По этому, в основном, мне и больше по душе старушка Европа, с ее британской моделью welfare state и Скандинавским социализмом, с ее вариантом капитализма "с человеческим лицом", хоть и не идеальным, но куда более разумным, (а также добрым и вечным). Да и не доведет до добра эта езда на траках за 200 метров в магазин, когда литр бензина сгорает потому, что не оторвать уже трехсоткилограммовую задницу от мягкого кожанного дивана. Ох, не доведет.

Comments

( 27 comments — Leave a comment )
crocozebra
Dec. 21st, 2011 05:51 am (UTC)
по-моему, все-таки либертарианство. У нас тоже есть, бррр

а я б вот покаталась на траках за продуктами в магазин: это ж скока всего можно увезти с собой! не то что моя альмерка...

п.с. идею поста я поняла, прицепилась к частностям =))
ja_va
Dec. 21st, 2011 07:00 pm (UTC)
Ага, увезти можно много, а потом все с'есть и дойти до того, что краном с дивана будут поднимать (реальная история). Лучше уж на альмерке, сохраняя фигурку, trust me ;)
crocozebra
Dec. 21st, 2011 07:41 pm (UTC)
Так я ж не тока про едьбу, я про вещи вообще)
panzicov
Dec. 21st, 2011 06:23 am (UTC)
Ну в Москве сейчас тоже эра потребления и на авто в туалет... и это пожирает другие общества мира
ja_va
Dec. 21st, 2011 07:02 pm (UTC)
Москва вообще, по моему, очень сильно старается превратиться в Америку, хотя и не желает в этом признаться.
vlad_vihenka
Dec. 21st, 2011 07:11 am (UTC)
мне 26 лет, уже как бы два раза пустил корни в Беларуси, но так с детства люблю Америку!!
И вот тоже боюсь, думаю. А если туда попаду, желание исполнится, не разочаруюсь ли я...
страшно))
ja_va
Dec. 21st, 2011 07:03 pm (UTC)
Самое страшное в жизни - исполнение желаний. Как здесь говорят be careful what you wish for, it might actually come true.
kolvas
Dec. 21st, 2011 08:12 am (UTC)
убежища для всех***

Для всех?

постепенно выросло разочарование. Неудобство, неприятие, раздражение. В конце концов просто уже злость...
Ну зачем, скажите, столько жрать?***

Теперь Вы поняли, что чувствовали декабристы?)
ja_va
Dec. 21st, 2011 07:01 pm (UTC)
Я давно уже понял, что чувствовали декабристы.
mariabitter
Dec. 21st, 2011 09:22 am (UTC)
ой. что это с комментариями сделалось?
старушке европе все плохеет и плохеет. На юге, по крайней мере :(
Не до консумизма становится, хотя пытаются исправить: скидки в магазинах до Рождества! Где это видано!? :)
ja_va
Dec. 21st, 2011 07:05 pm (UTC)
Что то ЖЖ чудит.

Проблемы есть везде, это скорее вопрос духовного, чем материального. Вообще же с учетом нынешнего положения ничего хорошего Америке в обозримом будущем тоже не светит.
ah_leen
Dec. 21st, 2011 10:11 pm (UTC)
В Великобритании скидки круглый год.:))
wwworld
Dec. 21st, 2011 05:44 pm (UTC)
Мне США как страна для туризма очень нравится! У вас есть, что посмотреть, обалденные Нац.парки. Но вот жить бы там я вряд ли хотел, особенно после Норвегии. У вас, как я говорю "человек человеку волк" - никакой гос.поддержки. 2 недели отпуска - предел мечтаний - жуть!..
ja_va
Dec. 21st, 2011 07:09 pm (UTC)
Примерно об этом и речь. Человек человеку волк, хотя и положено улыбаться, но если у тебя нет денег то это потому, что ты - лузер и лентяй, а если деньги есть - то гений и работяга, даже если деньги достались от прадедушки - нефтяного магната. Это все естественно и порой оправдано, но когда это начинают возводить в какой то "великий нерушимый принцип бытия", то это начинает раздражать.
mijas
Dec. 21st, 2011 07:30 pm (UTC)
На это можно взглянуть с разных точек зрения. Например, с той, что уравниловка угнетает инициативу. Если человек старательно учился, причём на ту профессию, которая востребована рынком (а значит, обществом), а не которая ему нравится, если потом рисковал, вкалывал, не боялся вывести себя из "зоны комфорта", пробовал новое, не опасался браться за сложные проблемы. И в результате этот человек зарабатывает больше. А государство забирает у него заработанное, чтобы раздать тем, кто не желал учиться (или учился чему-нибудь для души), уютно сидел на насиженном месте, не желал ни переезжать, ни напрягаться, короче "не рвал жопу". Насколько это справедливо?

Отпуск, кстати, как я понял - это нечто, зависящее в значительной мере от тебя. У меня было 4 недели (это в Канаде, где гарантированный минимум - 2 недели). Сейчас НОЛЬ оплачиваемых дней. Но я стараюсь брать месяца два в году.

Это я к тому, что всё очень неоднозначно. Я не фанат американской модели, но я понимаю некоторую её рациональность.
ja_va
Dec. 21st, 2011 07:46 pm (UTC)
Кто то, конечно, не хотел. А кто то не мог. Не имел возможности. Разделить "не хотел" и "не мог" вообще довольно сложно, это чисто философский вопрос, я об этом уже писал на днях. Вот человек родился в гетто, в семье наркоманов, рос среди бандитов, можно ли сказать, что он реально "не хотел" учиться? Если он с детства видел только необразованных наркоторговцев и проституток? Можно, конечно, подняться над обстоятельствами и "вопреки всему" выстроить себя с нуля, но означает ли это, что мы, благополучные и образованные, имеем право винить человека который этого не смог? И, более того, означает ли это, что мы можем умыть руки и не пытаться ИЗМЕНИТЬ ситуацию, с тем, чтоб ему не приходилось преодолевать столько препятствий на пути самостановления? Как раз вот здесь то и надо бы вмешаться нам всем, а точнее - государству, чтоб создать условия, в которых только ленивый не может добиться чего хочет. А американская модель, к сожалению, все больше тяготеет к позиции "сильный всегда доб'ется, а слабый путь гниет в дерьме, не надо на наши налоги делать ИХ жизнь слишком легкой"
mijas
Dec. 21st, 2011 08:08 pm (UTC)
Ну вот не понятно где она, золотая середина. Не очень ясно насколько жизнеспособна экономика с массивной социалкой: длительными отпусками для всех, бесплатным высшим образованием, приличными пособиями по безработице и всякими разными вэлферами, пособиями на детей и т.п., и где крутая прогрессивная налоговая шкала выравнивает доходы людей разной квалификации, опыта и инициативности. Особенно в связи со старением населения, такое впечатление, что вот эта социал-демократическая модель начинает трещать по швам. Равно как и американская либеральная рыночная модель.
ja_va
Dec. 21st, 2011 08:10 pm (UTC)
Если бюджет сбалансировать, то экономика вполне жизнеспособна. Вот как в Норвегии. А если нет, то рано или поздно придется что то менять, конечно.
mijas
Dec. 21st, 2011 08:32 pm (UTC)
Сдается мне, что требуется ещё несколько переменных: подпитка молодой рабочей силой, законопослушное население, не очень большая доля людей, злоупотребляющих социальной помощью. Население, меж тем, стареет, и сильно разбавляется иммигрантами из других культур. Чем это кончится, не ясно. Но пенсионные фонды уже трещат по швам. А наиболее слабые европейские экономики, типа Греции и Италии, которые тоже позволяли себе вольготную социалку, как-то совсем неважно выглядят.
ja_va
Dec. 21st, 2011 08:44 pm (UTC)
Проблема Греции и Италии как раз в том, что они позволяли себе зверский дефицит бюджета. Покрывали его выпуском бондов, т.е. в долг. При этом деньги сами печатать более не могут (любимое развлечение тех же итальянцев, не зря их лира перед концом шла по 1000 за 70 центов - результат зверского количества девальваций!)
Мне не известна ни одна страна, где бы сбалансированный бюджет привел к кризису. Это как раз попытка сидеть на всех стульях одновременно - и бедным дать, и с богатых не брать - приводит к проблемам. У немцев, кстати, тоже социалка не слабая, и тем не менее результат в корне отличается.
wwworld
Dec. 21st, 2011 09:26 pm (UTC)
Это не уравниловка, а достойная жизнь (а не существование) для всех членов социума. Гарантированное пособие по безработице, 5-6 недельные ОПЛАЧИВАЕМЫЕ (100%) отпуска, достойная пенсия, полностью оплачиваемый декретный отпуск, больничные, просто оплачиваемые дни "по болезни", бесплатное мед.страхование для всех жителей страны вне зависимости от гражданства и рода занятий, квалифицированная и (фактически) бесплатная медицинская помощь, - все это, и многое другое позволяют жить в стране, где фактически отсутствует бедность и расслоение населения.
Я лично не вижу ничего предрассудительного, если директор департамента крупной нефтяной компании получает всего в 3-4 раза больше, чем уборщица, которая убирается у него в офисе или кассир в Макдональдсе. И тут не надо переживать за директора департамента (мол, он такой умный, много учился и развивался) - он живет вполне достойно. Можно лишь порадоваться, что и у одинокой уборщицы - матери троих детей в жизни все сложилось тоже весьма достойно. Конечно 5 раз в году Канары она себе с детьми позволить не может, но разочек летом и разок зимой - легко!
Разве это плохо?..
mijas
Dec. 22nd, 2011 03:44 pm (UTC)
Звучит красиво. Но:
1) Не всем по нраву такое участие государства в перераспределении доходов, высокие налоги, и патерналистская роль государства
2) Не понятно, что будет происходить с таким социализмом в условиях глобализации, старения населения, перемещения производств в Азию и иммиграции. Конечно, Норвегия тут в более выгодном положении, как страна с цивилизованным населением и государственным устройством, в распоряжении которой неожиданно оказались большие запасы углеводородного сырья. Не знаю, как конкретно в Норвегии, но в очень многих других небедных западных странах пенсии и социальные пособия постепенно становятся всё менее достойными (не говоря уже о поднятии возраста выхода не пенсию), а средний класс постепенно размывается и расслоение доходов увеличивается.
wwworld
Dec. 22nd, 2011 05:34 pm (UTC)
Это не только звучит красиво, но и работает на практике многие годы. Кстати, я тут еще умолчал про такие милые "прелести" как абсолютно бесплатное образование для всех, включая иностранцев, полностью бесплатное мед.обслуживание для детей до 18 лет, пособия на детей и полный "коммунизм" для беременных.


1) Вы правы - не всем по нраву. Но как говорится, базар большой - езжайте в Россию или США, там таких "глупостей" нет, только не удивляйтесь, что если не дай бог что случится со здоровьем серьезное, никто не побеспокоится...

2) Ну производства уже и так давно все в Азии. А насчет расслоения, возможно вы и правы - оно увеличивается. Вопрос лишь в темпах. И когда воспитательница в детском садике моих детей ездит на нормадльной нестарой машине, я за нее могу только порадоваться.
mijas
Dec. 21st, 2011 07:54 pm (UTC)
Я думаю, что это дело личных предпочтений. По крайней мере, когда я в Америке, я всегда скучаю по Европе. А когда в Европе - то по Америке.

Кстати, Канада - это в каком-то смысле нечто среднее - американская культура с вкраплениями британских традиций и долей французской культуры. Более социально-ориентированная экономика, консьюмеризм не доведен до такой степени ну и т.п. Ну вы вполне в курсе.

Я вот никогда не стремился и не хотел в Америку. И как-то сам того не ожидая оказался почти в Америке. И поначалу многие вещи тут меня шокировали или даже отвращали. Потом привык или нашёл смысл, который я раньше не подразумевал. Но сколько я потом не оценивал любые другие варианты и другие страны, понимал, что везде ты что-то приобретаешь, а что-то теряешь. То есть везде есть что-то, что очень нравится, но везде есть свои ложки дёгтя в бочке мёда.

А так, я согласен, что выбирать надо то, к чему лежит душа.
ja_va
Dec. 21st, 2011 08:01 pm (UTC)
Да, Канада это действительно нечто среднее. Хотя по Канаде я, почему то, не скучаю :) А в Лондоне жил два года, и по нему очень скучаю. Когда были там последние несколько раз, то просто не хотелось уезжать.
mijas
Dec. 22nd, 2011 03:17 pm (UTC)
Лондон - классный город. По крайней мере для тех, кому комфортно в больших городах. И особенно на контрасте с Вегасом - очень и очень специфическим местом даже в самой Америке. :)
ah_leen
Dec. 21st, 2011 10:18 pm (UTC)
Тараканы в голове:)))
А мне вот не нравилась Великобритания очень долго. Сейчас я привыкла и влюбилась в Кембридж. Но 5 лет до этого меня все здесь порой просто бесило. Кроме поездок по стране и природа. Я Францию люблю, там все было подогнано под меня:))
А в Америку мне никогда не хотелось. В больший стране я уже жила. Утомительно. В этом смысле Европа - это мое.
( 27 comments — Leave a comment )

Profile

ja_va
Ян_Валентинович

Latest Month

August 2022
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Comments

  • ja_va
    18 Aug 2022, 05:38
    да, куда ж еще. в психушку. это закономерный шаг в то время. потому что с ума сошел что-ли, не любить окружающую действительность?
  • ja_va
    17 Aug 2022, 19:59
    не знаю как ты выдержал такое давление. и эмоциональное и административное и все отставное. ужас.
  • 17 Aug 2022, 10:53
    Вдохновился и написал свой рассказ о моем друге, которого лишили советского гражданства, но который об этом никого не просил.
  • ja_va
    17 Aug 2022, 03:14
    Ну Освенцим освободили.
    Но для стран пришел другой режим, который не все поддерживали. Не было в Польше самоопределения. Свободных выборов. Поделили Европу.
    Но западные союзники может не достаточно…
  • ja_va
    16 Aug 2022, 10:59
    //И эти гнилые яблоки приносят свои плоды и сегодня: ни для кого не секрет, как относятся к россиянам прибалты и восточные европейцы, как «любят» русских финны. И отношение это – результат политики…
Powered by LiveJournal.com