Ян_Валентинович (ja_va) wrote,
Ян_Валентинович
ja_va

Лекция 14: Ренессанс, реформация и возникновение современной науки

Лекция 14:
Ренессанс, реформация и возникновение современной науки


(Продолжение. Начало и полный список лекций вот здесь)

Хотя сложно прочертить четкую линию, с точки зрения развития философской мысли мы можем сказать, что смерть Уильяма Оккама и эпидемия чумы в Европе, известная как «Черная смерть» в 1347-1349 г.г. знаменуют собой конец как средневековой философии, так и средневекового периода в целом.

С 1350 по 1650 года в Европе начинается период, известный как «ренессанс», или «возрождение», традиционно ассоциирующийся с возрождением духа гуманизма, находившегося в состоянии летаргической спячки на протяжении всего средневековья.

Пять основных сил, вместе отмечаемых как определяющие для ренессанса и последующего развития человеческой цивилизации, можно обозначить следующим образом:

1. Гуманизм – движение в искусстве и литературе, вызванное повторным открытием работ древнегреческой и римской классики
2. Религиозная реформация – приведшая в 16 веке к переосмыслению религиозных традиций и авторитета церкви
3. Социальные, экономические и политические изменения, затронувшие все сферы жизни общества
4. Развитие науки, самым радикальным образом изменившее взгляды людей на мир и на свою роль в этом мире
5. Новые методы познания, предложенные философами в попытках радикальным образом вымести прошлые заблуждения и восстановить человеческое познание на новом фундаменте.


Ренессанс (возрождение)

Движение Ренессанса, или Возрождение, зародилось в 14 веке, в Италии, и изначально обозначало возобновление интереса к древнегреческой и древнеримской литературе, распространение которой в Европе еще значительно ускорилось после захвата Константинополя Турцией в 1453 году.

В первую очередь это касалось диалогов Платона, из которого ранее был известен, в основном, только Тимей. Доступность же полного собрания Платоновских диалогов вызвало в образованных кругах Европы значительную анти-аристотелическую реакцию, и ознаменовало собой новое понимание отношений между Богом, Миром и Человеком.

Одним из первых, кто переместил акцент с Аристотеля на Платона стал итальянский поэт, глава старшего поколения гуманистов, и один из величайших деятелей итальянского Проторенессанса, Франческо Петрарка (итал. Francesco Petrarca, 1304—1374)



Печатный станок

Огромный эффект имело и изобретение печатного станка в 1447 году. Если до появления печати сорок пять писарей за два года смогли произвести по заказу Козимо Медичи две сотни томов, то уже к 1500 году в Европе имелось порядка девяти миллионов книг тридцати тысяч различных наименований, и более тысячи печатных станков.




Рост индивидуализма

Одновременно с этим пошел процесс вытеснения латыни общеупотребимыми языками, такими, как английский в Британии и французский во Франции. Как результат, академический мир стал ближе миру повседневному.

Среди мыслителей того периода, наиболее прогрессивные среди которых не занимали никаких университетских позиций, и работали, что называется, «на дому» (Декарт и Гоббс как характерный пример), шел процесс отторжения схоластицизма как чересчур абстрактного, сухого интеллектуализма. Одновременно намечался общий поворот к литературе и искусству.

Проявление в литературе и искусстве классического стиля, в свою очередь, привнесло с собой и классический взгляд на вещи, отдававший приоритет автономности и независимости индивидуального мыслителя, и подчеркивавший значение и ценность человеческой личности.


Изменения в искусстве.

Произошли и значительные изменения в искусстве.

Так, если искусство средневековья отличалось крайним символизмом, и видело своей целью не отображение человеческого и земного, а использование репрезентативной формы изображения для поворота человеческого сознания в направлении небесного, то
искусство ренессанса, в свою очередь, возродило классические темы и современных героев, концентрируя внимание на человеческих формах.




Ганс Голбейн Младший, Послы (1533)


На шедевре Голбейна изображены не только и не столько французский посол в Лондоне Жан де Дентевиль и французский посланник в Венеции, епископ Жорж де Сельв, сколько целый ряд символических объектов, выражавших суть происходивших в обществе перемен.

Так, помимо искаженного изображения черепа на переднем плане, правильно наблюдаемого лишь с определенной позиции, здесь имеются глобусы и астрономические инструменты, отображавшие наступавшие изменения в науке и миропознании. Однако особого внимания заслуживает едва видная из-за занавески фигурка распятия, находящаяся в левом верхнем углу картины. Бог становится все менее заметен…



Протестантская реформация

В 1517 году в Германии молодой, идеалистично настроенный монах по имени Мартин Лютер (1483-1546) прибивает к воротам Виттенбергского замка свои знаменитые «девяносто пять тезисов», критикующие официальную церковь.

Вскоре схожие движения начинаются по всей Европе, включая разрыв с Римом Генриха Восьмого, короля Англии, в 1530 году, вызванный разногласиями по возможности развода, и создание реформированной теологии в Женеве Джоном Кальвином (1509-1564), получившее наименование «кальвинизма». Именно кальвинизм наиболее радикальным образом разошелся с официальным католицизмом как в отношении доктрины, так и в отношении практики.



Социальные и политические изменения в обществе

В мире политики протестантская реформация вдохновила собой растущий дух национализма.

Одновременно резкому росту подвергся мир коммерции. Бартерная экономика все больше уступала место экономике монетарной. Росло значение банковского сектора. Зарождавшийся капитализм требовал создания условий стабильности со стороны институтов власти. Доминирующими в обществе стали интересы среднего класса.


Развитие науки

Развитие науки произошло лишь во второй половине периода, известного как Ренессанс. Изначально, изменения касались в основном мира искусства и литературы. Однако к концу 16 века существенные подвижки произошли и в этой области.



Революция Коперника


С древнейших времен и вплоть до 16 века считалось совершенно несомненным, что Земля является центром вселенной, и Солнце, Луна, а также другие планеты вращаются вокруг нее. Эта теория изначально математически описана Клавдием Птолемеем во втором веке н.э., и потому известна как «система Птолемея». Согласно Птолемею, планеты описывают вокруг земли сложные траектории, необходимость которых трудно было объяснить.

Первым, кто, в своей работе «О вращении небесных сфер», изданной в 1543 году, поставил модель Птолемея под вопрос был Николай Коперник (1473-1543).

Копернику пришло в голову, что если поставить в центр вселенной Солнце, а не Землю, то сложности траекторий планет легко устраняются, и планеты в результате описывают вокруг Солнца обыкновенные круги. Исходным материалом для этой идеи послужили теории Неоплатоников, в которых идеальным движением считалось равномерное круговое вращение.

Из страха перед церковными властями Коперник оттянул публикацию своей работы, и она впервые вышла лишь незадолго до его смерти в 1543 году. Вплоть до появления работы Галилея по этой теме открытие Коперника прошло малозамеченным, в немалой степени потому, что было обозначено лишь как гипотеза, необходимая для облегчения вычислений.


Галилей


Галилео Галилей (1564-1642) появился на свет почти в тот же самый день, в который умер Микеланджело и умер в году, когда родился Ньютон.
В своих «Диалогах о двух главнейших системах мира – птолемеевой и коперниковой», вышедших в 1632 году, после почти 30-летней работы, Галилей описал гелиоцентрическую теорию уже не как гипотезу, а как факт.

Уже через несколько месяцев книга была запрещена и изъята из продажи, а Галилея вызвали в Рим (невзирая на эпидемию чумы) на суд Инквизиции по подозрению в ереси. Учёный был поставлен перед выбором: либо он покается и отречётся от своих «заблуждений», либо его постигнет участь Джордано Бруно. Галилей вынужден был стоя на коленях отречься от своей доктрины.



Последствия для науки


Впервые в истории, Галилей синтезировал материалистический атомизм Демокрита и математические идеалы пифагорейцев и Платона в новую, математико-механическую концепцию мира.

Согласно его теории, существуют два вида качеств:

Первичные, или те, которые могут быть вычисляемы (размер, форма, движение, масса и число)

Вторичные, или субъективные, такие как цвет, запах, и ощущение звука.

Сама по себе природа состоит лишь из первичных качеств, поддающихся математическому анализу.
Все остальные качества, встречаемые нами в повседневности, дают лишь субъективную картину окружающего, зависимую от обстоятельств нашего восприятия.



Понижение роли Бога

По мере понимания учеными достаточности математически обоснованных физических законов для объяснения окружающей нас реальности, роль Бога как активного участника событий значительно уменьшилась. Вместо этого он оказался низведён до статуса Первого Двигателя, давшего изначальный толчок и направление развитию вселенной, далее развивавшейся автономно согласно заданным законам причинности.


Падение роли авторитета и традиции

Философы периода ранней современности видели свою цель двояко:

1. Устранение прошлого:

По мере падения авторитета научных теорий Аристотеля понизилась и роль его философии в целом. Поскольку багаж теорий прошлого держался на традиции и авторитете, и то, и другое так же подверглись существенному сомнению. Философы современности не считали возможным принимать на веру ту или иную теорию, пока не убедились лично в ее разумности.

2. Поиск нового, идеального философского метода:

Период современности в философии начинается с усиленных поисков новых методов обретения знания. Основными направлениями в этот период становятся, соответственно, эпистемология (теория познания) и философия разума.



Рационализм и эмпиризм

Два философских метода, доминировавших период ранней современности вплоть до Канта – рационализм и эмпиризм.
Основное разногласие между ними касалось вопросов познания.

1. Рационалисты утверждали, что часть нашего познания дается a priori.

Знание a priori содержится в разуме непосредственным образом, до опыта и не зависимо от опыта.

2. Эмпирики, с другой страны, утверждали, что все знание о мире обретается нами только a posteriori, или посредством опыта.

A posteriori, или эмпирическое знание – это знание, полученное на основании опыта.


Рационализм

Рационализм зародился в континентальной Европе, в основном Франции, Голландии и Германии. Среди ведущих рационалистов можно назвать Декарта, Спинозу и Лейбница.

Подлинное знание, с точки зрения рационалистов, имеет основу в мысли, или разуме.

Наш разум полон рационального содержания. В нем содержатся:

А) Врожденные идеи
Б) Врожденные принципы, и
С) Рациональные структуры, включая логические категории мышления.

Основополагающее знание само-очевидно, несомненно, и известно нам независимо от опыта.
Основополагающие истины универсальны, поскольку они уже содержатся у каждого в сознании, и представляют из себя необходимые черты мироздания.


Британский эмпиризм

Зародился в Англии, Ирландии и Шотландии. Среди ведущих эмпириков можно назвать Бэкона, Гоббса, Локка, Беркли и Юма.

Подлинное знание, с точки зрения эмпириков, имеет основу только и исключительно в опыте. "До" или "вне" опыта знания не существует.

Наш разум — это «чистая страница». Он не имеет никакого содержания помимо того, что дано нам опытом.

Все знание о мироздании является вероятностным, условным, и основано на опыте.

Некоторые идеи кажутся нам универсальными по той причине, что определенные черты человеческого опыта и мироздания универсальны сами по себе.


Нетрудно заметить, что корни континентального рационализма находятся в философии Платона, в то время, как британский эмпиризм тесно связан с Аристотелем и философией Уильяма Оккама и других номиналистов.
Tags: лекции по философии, философия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments