Ян_Валентинович (ja_va) wrote,
Ян_Валентинович
ja_va

Categories:

Лекция 9: Неоплатонизм. Развитие христианской мысли

Лекция 9.

Неоплатонизм. Развитие христианской мысли



(Продолжение. Начало и полный список лекций вот здесь)

Мы сделаем значительный прыжок во времени, пропустив несколько веков, и перескочив из Классической Греции в начало Новой Эры.
Однако скажем пару слов и о том, что произошло между смертью Аристотеля в 322 году до нашей эры, и рождением Христа в 4 году до нашей эры.
Итак, меж ними пролегли два исторических периода – Эллинистический и ранний Римский.


Эллинистический период


В этот период времени, который грубо можно считать начавшимся со смерти Александра Македонского в 323 г. до н.э. и закончившимся лет за 30 до рождения Христа, в Древней Греции произошли существенные политические перемены:

1. Изначально небольшие демократические государства Греции оказались включены в различные военные империи. Греки, таким образом, утратили свою независимость, и стали ощущать оторванность от ставшего чужим и далеким правительства
2. С другой стороны, те социальные трения, против которых выступал еще Сократ, сохранились, и даже усилились. Устаревшие институты власти распались, а религия пришла в упадок. Традиционные боги казались бессильны, и их сменил злой рок.

В следствии этого, подход к философии стал практическим и индивидуалистическим.

Возник ряд новых философских движений, основными среди которых были:

1. Академики (скептики), в которых превратились последователи школы Платона
2. Перипатетики, или последователи школы Аристотеля, ратовавшие за эмпирические исследования и научный подход
3. Циники
4. Эпикурейцы
5. Стоики
6. Скептики
7. И, наконец, неоплатоники

Перескочив через первые шесть, мы поговорим только о неоплатонизме, как оказавшем наибольшее влияние на христианскую мысль и, таким образом, всю средневековую философию.

Начать же нам следует с рождения Христа, которое, по мнению историков, имело место за 4 года до даты, с которой мы все начинаем летоисчисление, именуя ее «рождением Христовым». То есть в 4 году до нашей эры. Распятие же его следует отнести к приблизительно 30-33 годам нашей эры.

Основным источником наших познаний о жизни и учении Христа являются четыре законоположительных Евангелия – от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна, написанные на греческом койне анонимными авторами. Даты написания и последовательность точно установить не представляется возможным, и среди специалистов на эту тему существуют существенные разногласия..

Вплоть до 18 века традиционной считалась хронология, при которой первым был написан Матфей, далее Марк, Лука и Иоанн. Авторами при этом считались: Матфей, бывший одним из апостолов Христа, Марк – переводчик апостола Петра, и Лука – один из соратников апостола Павла. С 18 века среди специалистов начались существенные разногласия, которые продолжаются и по сей день.

Ситуация на настоящее время такова:

Евангелие от Марка большинство экспертов относят примерно к 66-70 годам нашей эры, то есть порядка 30-40 лет после распятия Христа, и считают наиболее ранним из всех четырех. Консервативные историки, однако, относят даты написания к еще более раннему периоду.
Как бы то ни было не вызывает сомнений, что все четыре книги были написаны уже после событий, имевших место в Иерусалиме, и авторами их, скорее всего, являются не участники самих событий, а другие люди.

По понятным причинам, не все, что описывается в книгах Евангелия можно считать исторически достоверным. Специалисты сходятся на том, что Исус был современником Иоанна Крестителя, и был распят римским наместником Понтием Пилатом, занимавшим этот пост с 26 по 36 года нашей эры. Все остальное является скорее вопросами веры, чем фактов, и не может быть исторически подтверждено. При этом основополагающим фактом для последователей Христа является его воскрешение из мертвых, подлинность которого достоверно установить не представляется возможным.

Как бы то ни было, христианство оказало огромное влияние на всю последующую историю европейской и мировой цивилизации, и, в том числе, влияние на развитие философской мысли, как средневекового, так и нашего времени. А потому нам следует отследить основные факторы, оказавшие влияние на формирование христианского учения.


Неоплатонизм

С появлением неоплатонизма древнегреческая философия завершила свой цикл там, откуда и началась – в религии. Ибо неоплатонизм, по сути своей, является религиозной версией платонизма.

Основателем неоплатонизма считается Плотин (205-270 г.н.э). Его записи были редактированы после смерти учеником Плотина, Порфирием.
Разделены на 6 групп по 9 книг под названием Эннеады (ennea – девять)

Обширные заимствования из различных нематериалистических и религиозных доктрин, в том числе от пифагорейцев, учений Аристотеля, Платона и стоиков.

Неоплатонизм особенно интересен тем, что он оказал значительное влияние на формирование христианства в Средние Века. Так, Бл. Августин Аврелий, о котором мы еще поговорим более подробно, положил интерпретацию Платона Плотином в основу своей философии, а позднее неоплатонизм повлиял на еще одного отца-основателя христианской мысли, Боэция (480-525 г.н.э), сделавшего перевод одной из книг Порфирия на латынь.

Основными элементами неоплатонизма являются:

- Единое
- Нус, или Ум
- Душа
- Материя



Единое

Единое (др.-греч. ἕν), или Благо – это высшая реальность, трансцендентная, неподвластная мысли и бытию, недоступная пониманию.
Она может быть обозначена разными именами, в том числе «Бог», «Благо», «Первое Сущее», «Абсолют», «Вечное», и «Отец».
Понятие «единого» у неоплатоников берет свое начало от платоновского диалога «Парменид», а также упоминания Блага в книге VI «Государства», где оно уподоблено Солнцу:

«Считай, что и познаваемые вещи не только могут познаваться лишь благодаря благу, но оно дает им и бытие, и существование, хотя само благо не есть существование, оно — за пределами существования, превышая его достоинством и силой» (509b)

Основная идея заключается в том, что наиболее подлинными являются те вещи, которые наиболее едины, а, следовательно, абсолютно единое будет и абсолютно подлинным.

Все остальные элементы эманируют из Единого.


Ум - Нус

Первая эманация из Блага: ум, или Нус (др.-греч. νοῦς — мысль, разум, ум). Идея Ума основана на двенадцатой книге Метафизики Аристотеля, где он описывает это следующим образом:

«А мышление, каково оно само по себе, обращено на само по себе лучшее, и высшее мышление — на высшее. А ум через сопричастность предмету мысли мыслит сам себя: он становится предметом мысли, соприкасаясь с ним и мысля его, так что ум и предмет его — одно и то же.» (1072b 17-22)

Ум вечен и свободен от всего несовершенного. Он неделим, но имеет различные аспекты:

1. Познающий – Единое
2. Субъект познания – он сам; все Идеи (Эйдосы) Платона.


Душа

Эманация из Ума, посредник между духовным миром и миром чувств
Благодаря Душе космос является единым, живым организмом

Также имеет два аспекта:

1. Высшая часть: смотрит на интеллект, и не касается того, что внизу (Эйдосов)
2. Низшая часть: спускается для генерации чувственного мира и создает реплику ее собственного видения Эйдосов (Природа)

Мировая душа

Души людей — это аспекты Мировой души. Они как свет от солнца, светящий на каждый отдельный дом.
Души людей повторяют структуру Мировой души:

Ум – высшая часть
Тело – низшая


Наши души живы после смерти тела, и возрождаются вновь через реинкарнацию, хотя теряют прошлые воспоминания.


Материальный мир

Из души исходит последняя эманация – материя.
Ее производство – процесс необходимый и вечный.
Тем не менее, материя не является бытием; она сравнима с темнотой – чем дальше от Солнца (Единого), тем темнее.
Таким же образом, Единое излучает бытие и благо, но, как темнота является недостатком света, так материя является недостатком всего сущего и благого.
Материя разрушает все, чего она касается.


Проблема Зла

Материя является источником зла. Тем не менее, Плотин не полный пессимист в отношении материи – не все в ней так уж плохо.
Нужно иметь ввиду, что:

1. Материальное, будучи последней эманацией, исходящий от Единого, хотя бы частично должно быть причастно изначальному источнику своего существования, Благу. Таким образом, оно не совершенное зло.

2. В любом случае все, что не есть Бог, так же не может быть совершенно благим. Таким образом иметь определенное несовершенство оказывается в конечном итоге необходимо.

3. Космос при этом можно сравнить с нарисованной художником картиной, или спектаклем – каждая его часть играет свою роль, даже темные тона и даже злодеи, творящие свои ужасы на сцене. Так и зло играет свою роль в мире.


Падение

В любом случае нужно иметь ввиду, что спуск души человека в тело является его «падением», деградацией на уровень наименее совершенной части вселенной.

Источником этого падения является наша потребность быть независимыми.

Чем больше мы оказываем внимания своему телу, органам чувств, и нашей человеческой индивидуальности, тем больше мы оказываемся прикованы к пещере, описанной Платоном в Государстве, и оторваны от реального мира.


Спасение

Зло, однако, это не нечто реальное, что тянет нас вниз. Это всего лишь наше собственное нежелание смотреть вверх. Оторвись от физического мира и от своего тела; концентрируй свое внимание на духовном.

1. Очисти себя с помощью умственной и моральной дисциплины – научисть познавать идеи (эйдосы), познай, что есть идея красоты как таковой;
2. Займись философской диалектикой, познай духовный мир
3. Воссоединись с Богом.


Псевдо-Дионисий Ареопагит

Неоплатонизм оказал влияние на христианскую мысль не только прямым, но и опосредованным образом. Так, около 500 г. нашей эры внезапно обнаружилась работа, автором которой изначально посчитали одного из учеников Апостола Павла, Дионисия (т.н. «Ареопагитский корпус»).
Однако это, как впоследствии выяснилось, была подделка – подлинным автором являлся неизвестный неоплатонист пятого или шестого века, с тех пор известный как Псевдо-Дионисий Ареопагит. В течение всех средних веков Псевдо-Дионисий Ареопагит оставался одним из самых влиятельных и уважаемых авторитетов для представителей всех богословских школ и направлений, тем самым завершив тенденцию проникновения в христианство неоплатонизма. Так, в «Сумме теологии» Фомы Аквинского насчитывают порядка 1700 цитат из Ареопагитик.



Христиане первого века нашей эры


Какими были первые христиане? В первом веке нашей эры это была немногочисленная, разрозненная группа сторонников новой религии, основными заботами которой можно назвать следующие:

1. Недостаток времени: второе пришествие Христа изначально ожидалось в самые ближайшие годы, во всяком случае еще при жизни его сторонников, и потому к нему необходимо было срочно приготовиться
2. Пережить преследования: идея, что Христос, а не император, является царем Земли, не встречала понимания у Рима. Таким образом вплоть до воцарения на троне Константина, 305-337 года нашей эры, христиане подвергались регулярным преследованиям.
3. Необходимость нести в мир слово Божье
4. Борьба с ересью.




Сравнение между греческой и иудео-христианской традициями:

Греки: политеисты, боги не всемогущи, подвержены ударам рока, имманентны, субъективны, мы ищем истину, вселенная пронизана логосом
Иудео-христиане: один Бог, всемогущий, всезнающий и всевидящий; объективный; истина ищет нас; логос – Бог, человеческая форма которого это Исус.


Проблема веры и разума

Для греков не существовало проблемы веры и разума, поскольку в их системе ценностей все строилось на разуме. Не было такой проблемы и у иудеев, для которых все строилось исключительно на вере.

Однако христианские философы с этой проблемой столкнулись. В частности, для них оказались актуальны следующие вопросы:

1. Рациональна ли христианская вера?
2. Каковы отношения между верой и разумом?
3. Можно ли совместить и то, и другое в единую систему?
4. Существует ли меж ними конфликт, и если так, то как его разрешить?
5. Следует ли верующему христианину утруждать себя спекуляциями языческих философов?

С учетом этого неудивительно, что настоятельной потребностью стала чистка канонов и избавление от возможных ересей. Так, одной из первых проблем молодой церкви оказалась необходимость разработки доступной для греческого менталитета формулировки древнееврейской теологии. Как результат возник целый спектр религиозных философских учений, каждый из которых заявил претензии на главенствую роль. Возникла потребность в создании единого, ортодоксального канона, очищенного от ереси и вредных спекуляций.


Среди течений, попавших в число еретических, необходимо упомянуть следующие:

1. Гностицизм
2. Манихейство
3. Арианство
4. Пелагианство


Гностицизм

Странный коктейль из христианства, эллинизма и восточного мистицизма, гностицизм (от др.-греч. γνωστικός — «познающий»), зародившийся еще до появления христианства, но особенно развившийся в конце первого века нашей эры среди еврейских и христианских сект, позиционировал себя как группа, владеющая «тайным знанием», «гнозисом», обретение которого ведет к спасению.
Основной концепцией гностицизма являлось резкое деление мира на сферы духа и материи. Развитие вселенной с их точки зрения было противоборством «Бога Зла» - Демиурга (каковым они считали Бога Ветхого Завета) и «Бога Света», или Первого Бога.
Демиург, согласно гностикам, создал материальный мир, или мир зла, и заключил души в телах (идея заимствована из «Тимея» Платона) с тайной целью захватить часть блага, божий дух, в телесную тюрьму. Христос, однако, встал на пути демиурга, проникнув в человеческое тело (хотя некоторые считали, что на самом деле его телесность была лишь иллюзией). Для избавления от материального ярма требовалось познание тайного учения, «гнозиса», доступное только избранным.

Манихейство

Манихейство может быть сочтено разновидностью гностицизма. Для нас оно особенно интересно в том плане, что Блаженный Августин, речь о котором пойдет в следующей лекции, до своего крещения в христианство в течении тринадцати лет был одним из адептов манихейства.
Разница между гностицизмом и манихейством заключалась в следующем:

- Гностики верили, будто зло появилось на свет как эманация Бога, в то время как для манихеев два бога – Бог Света и Бог Тьмы – существовали вечно, и вечно друг с другом соперничали.


Арианство

Возникло как результат разногласия внутри самой церкви относительно вопроса триединства: в то время как Афанасий, позднее ставший епископом Александрии, считал, что Бог проявил себя в трех ипостасях (Бог, Сын, Дух Святой), имевших общую субстанцию (см. Метафизику Аристотеля), александрийский же священник Арий понимал метафору отцовства более буквально, и утверждал, что Сын был создан Отцом как отдельная сущность, и, таким образом, во-первых, имеет начало своего Бытия и, во-вторых, не равен Богу-Отцу по божеству.

Вопрос был окончательно улажен Никейским собором 325 года, на котором император Константин встал на сторону Афанасия, и арианцы были формально сочтены еретиками, Арий изгнан, и его книги сожжены.

Вопрос триединства представлял для ранних христиан особую сложность, поскольку создавал условия для возможного обвинения в политеизме.


Пелагианство

Пелагианство – не столько секта, сколько наименования определенного спора внутри церкви по вопросу первородного греха, вызванного позицией монаха Пелагия.

Традиционная доктрина первородного греха гласила, что грех вошел в жизнь людей с падением Адама, и как наказание за это падение. Как следствие, все потомки Адама и Евы несут на себе этот грех, и унаследовали поврежденную греховную природу, очищение от которой может быть даровано только Богом. Бог, как верховный судья, может даровать отдельным людям так называемую благодать, или очищение от греха. Однако вопрос, даровать ли это очищение и кому именно находится целиком в его власти. Те из потомков Адама, кому благодать не была дарована, остаются во власти греха и не в состоянии из него самостоятельно выйти.

Пелагий возражал против очевидной беспросветности подобного учения, фактически лишавшего верующих надежды на собственные силы в вопросе борьбы с грехом. С его точки зрения искренне верующие могли избавиться от греха самостоятельно, без помощи свыше.
Этот спор так же имеет непосредственное отношение к фигуре Блаженного Августина, который, в последние годы жизни, примет в нем самое активное участие.


Христианский философский синтез

Необходимо было выработать единый, цельный взгляд на мир и человека в нем, с учетом христианской доктрины. Христиане использовали с этой целью философские орудия самих язычников (что Автустин впоследствии сравнил с имуществом египтян, прихваченным евреями во время их исхода к святой земле). В результате практически все духовно-ориентированные учения, включая платонизм, неоплатонизм и элементы стоицизма, оказались интегрированы в христианство. Значительно позднее, уже в 12 веке, к ним примкнет и аристотелианство.

В следующий раз - о Блаженном Августине
Tags: лекции по философии, философия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments