Я тем более не согласен с теми, кто считает, будто Горбачев зря "отпустил" Восточную Европу. Восточную Европу не надо было "держать" с самого начала, Будапешт, Прага и Варшава - это позор, за который нам еще долго придется расплачиваться. Нужно быть уж очень наивным, чтобы не понимать, что ненависть к России у восточников идет именно от этого - от НАСИЛЬНО навязанного социализма. А насильно, как известно, мил не будешь.
Удерживать Восточную Европу силой танков и угроз было столь же глупо и бесполезно, как и удерживать собственный народ на границах, чтобы не разбежался. Я до сих пор помню то чувство безнадежной запертости, которое было вплоть до конца 80-х. В 1985 году я и мечтать не мог о поездке за границу, и на полном серьезе рассматривал вариант побега через границу. За то, что Горбачев это ограничение снял от меня ему - пожизненная благодарность. Иначе пристрелили бы дурака малолетнего, или посадили в лучшем случае.
Еще важнее было дать людям свободу слова. И он ее дал. Возможно, многие тут не помнят, как за книжки САЖАЛИ? Как на границе требовали от иностранцев декларировать ПЕЧАТНУЮ продукцию, словно оружие? Я всегда считал и продолжаю считать, что человек имеет право и даже обязан ознакомиться со всеми точками зрения, и принять собственное решение о том, кто прав. Как сейчас мне смешно читать блеяние о "российской пропаганде", так и тогда было смешно слышать о том, что книжки Набокова или Солженицына надо запрещать и изымать потому, что это "пропаганда западная".
Да, в конечном итоге это все привело к развалу. Да, развал — это плохо. Да, мне тоже жаль, что СССР не удалось удержать. Но вина в этом не Горбачева, а, еще раз - всех нас. Все тогда думали, что по отдельности заживут лучше, чем в союзе, и россияне в том числе. Ждали со дня на день "чуда капитализма" и сотни сортов колбасы в магазине. Не надо винить в этом человека, который не пожалел рискнуть и властью, и жизнью за нашу свободу. Он вполне мог НИЧЕГО НЕ МЕНЯТЬ и оставаться генсеком еще лет 20.
Так что хочу от души написать - с днем рождения, Михал Сергеич! И еще раз - спасибо.