Ян_Валентинович (ja_va) wrote,
Ян_Валентинович
ja_va

КОРПОРАТИВНАЯ ЖАДНОСТЬ И ТАЙНЫ АКАДЕМИЧЕСКОГО ДВОРА

А меж тем корпорации потихоньку наступают нам на горло, и это совсем не отдельные эксцессы. Те случаи, когда клиентов авиакомпаний в США за шкирку тащили из самолета – характерные показатели процесса, происходящего, в первую очередь, в Америке, и далее во всем мире. Процесс этот называется «консолидация», или слияние крупных корпораций с постепенной олигополизацией и монополизацией рынков.
Принцип тут простой – снизим цены! Здорово, правда? Отберем рынок у конкурента, особенно того, что поменьше – он не сможет вслед за нами снижать цену, ибо разорится, а у нас неограниченный кредит и огромные возможности. Окей, теперь отнимем у клиента немножко услуги. Пусть поест бутерброды, пусть тащит чемодан в кабину. Теперь повысим цены. Но возвращать отнятое НЕ БУДЕМ, конечно!

В результате 4 ведущие американские авиакомпании контролируют более 80% рынка. В Европе пока намного больше конкуренции, зато средняя прибыльность американской авиакомпании – 20 долларов с билета, а европейской 5 с копейками. Кто летал американскими авиалиниями знает, какой при этом сервис – клиентов, как коров, загнали в загон, и на старом дряхлом самолете кое-как доставят до места. Единственная американская авиакомпания в двадцатке лучших по сервису – Верджин Америка, которая, как известно, является частью британской Верджин принадлежащей Бенсону.

Но это еще не все. Я пытался заняться этой темой, перевод моей работы был тут опубликован, и хотел продолжить исследования. Зарубли на корню. Мало того – переругался с профессорами в Университете Невады Лас Вегаса, которые грудью стоят на защите позиции чикагской школы. Кто не в курсе – в 60-70 годы немало работы было сделано в области исследований концентрации производства и монополизации рынка т.н. гарвардской школой. В частности, был разработан т.н. Structure-Conduct-Performance (SCP) paradigm, или парадигм Структуры- Поведения -Результатов. Согласно этому парадигму, структура рынка влияет на поведение фирмы, а поведение фирмы ведет к результатам прибыльности бизнеса. То есть монополия (структура) влияет на работу рынка.

Чикагская школа, в частности Джорж Стиглер (George Stigler), грудью встали на защиту «свободного рынка». Выдвинута была теория «эффективности рынка», где рынок определяет структуру, а не структура влияет на его поведение. То есть, согласно этой теории, «все прекрасно в этом лучшем из миров», и если рынок монополизируется, значит так тому и нужно быть. Гарвардскую школу потихоньку затерли, сегодня она совсем не популярна, и пытаться ее использовать в качестве основы для научной работы не просто нельзя – НЕВОЗМОЖНО, никто такую работу не опубликует, и, более того, никто не станет ее финансировать или предоставлять для нее ресурсы. Хочешь вести научную работу на тему? Пиши по Стиглеру, как хороши рынки и как они все отлично расставили на свои места.
И это не шутки, у меня возник серьезный конфликт по этому вопросу с двумя профессорами. Сейчас думаю вообще возвращаться в Европу, благо в Британии есть разумные экономические школы, в частности Ben Fine в SOAS, за одно упоминание которого меня возненавидел, похоже, весь экономической факультет. Файн – марксист! Это страшное слово…
Tags: США, политика, экономика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments