?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

После значительного перерыва публикую вторую часть работы.

2. Наблюдаем ли мы рост суммарной концентрации в экономике США?


В специализированной литературе этот вопрос обсуждался достаточно давно и с разными результатами. Так, Ниссан и Ковени в своей работе 2005 года обнаружили высокий уровень концентрации вне зависимости от применяемых методов; с другой стороны, Вайт, опираясь на статистические данные Опроса Занятости и оплаты труда (the Census Employment and Payroll Data (BCEPD)) и на данные журнала Форбс по уровню занятости и прибыли предприятий и фирм, пришел к противоположному выводу. По его мнению, суммарная концентрация в США снижалась в 80е годы, еще более снижалась в 90-е годы, и лишь позднее чуть выросла в конце 90-х, однако он утверждает, что сравнительная доля крупнейших фирм в экономике в целом осталась неизменна, и рост происходит за счет увеличения доли фирм среднего размера. Вайт обращает особое внимание на значение т.н. «невозвратных затрат», особенно важных для международных корпораций, которым требуется значительный капитал для поддержания активности за пределами страны. Автор указывает на такой важный фактор, как изменение соотношения сфер производства и обслуживания в экономике США – если первая находится в стадии упадка, вторая, наоборот, возрастает в размере и важности. При этом надо заметить, что работа Вайта написана достаточно давно, в 2002 году.

Это изменение отмечено и Пелцманом, взглянувшим на изменение меры концентрации HHI начиная с 1963 года в сфере промышленного производства согласно данным «Опроса производителей». Пелцман игнорирует слияния и поглощения, и рассматривает лишь все остальные факторы, которые способны изменить соотношение размера фирм. Используя метод Стиглера (1966) и Пашигиана (1968), он сравнивает схожие индустрии в США с разным уровнем регулирования государством. Пелцман обнаруживает, что хотя в целом до 1982 года концентрация осталась на том же уровне, она существенно изменилась в различных индустриях взятых по отдельности. В частности, хотя концентрация в сфере промышленного производства снизилась, в легкой промышленности она значительно возросла: индекс HHI вырос на 150 пунктов, и уровень CR4 увеличился на 5 процентов (см. предыдущую часть). Однако, как указывает Пелцман, после изменения антимонопольного законодательства в 1982 году концентрация в сфере промышленного производства также стала увеличиваться. Этот процесс продолжается по сей день. После 1982 года концентрация растет во всех сферах промышленности, без исключения.

Об этой вызывающей опасения тенденции пишет и журнал Экономист. В его статье особое внимание обращается на растущие прибыли компаний: по состоянию на апрель 2016 года ситуация с ростом доходности и возврата на капитал среди американских компаний выглядит достаточно угрожающе.

Графики приведенные ниже сравнивают следующие показатели:

1. Kорпоративные прибыли и в процентах от ВВП (левый верхний график) по годам начиная с 1929 по 2014 год, синяя полоса – прибыль после вычета налогов, голубая – free cash flow, доход за вычетом расходов на капитализацию и операционные расходы в процентах от ВВП. Второй показатель находится на самом высоком с начала кризиса 2008 года, первый – с середины 60-х годов, хотя уровень также слегка снизился в последние два-три года в результате рецессии.

2. Возврат американскиx компаний на вложенный по всему миру капитал, в процентах. Уровень на 2013 год один из самых высоких, и практически вернулся к до-кризисному показателю в 16%.

3. Распределение доходов среди американских компаний, в процентах. Категории по горизонтали показывают какая доля компаний получает соответствующий процент прибыли – от <0 до >50% прибыли. Изменения в каждой категории можно проследить по размеру столбиков разного цвета – показатель для 1965-1967 годов это крайний левый столбик, показатель 1995-1997 годов средний столбик, и, наконец, показатель 2011-2013 годов – крайне правый столбик. Очевидно, что этот столбик решительно вырос для категории с прибылью свыше 50% (!) на вложенный капитал, на сегодня составив порядка 18% от всех американских компаний. То есть, проще говоря, каждая пятая американская компания получает возврат на вложенный капитал более 50% годовых. Рост также заметен в категориях от 20 до 50%, и снижение в категориях с прибыльностью ниже 20%. Другими словами, все больше американских компаний получают сверхприбыли на вложенный капитал.





Опасность здесь не только в том, что доходы высоки, но и в том, что они стабильно высоки на протяжении длительного периода времени для одних и тех же компаний. Это прямо противоречит экономической теории, которая гласит, что любое преимущество отдельных компаний на рынке может быть лишь временным, вследствие которого происходит выход на рынок конкурентов, ведущее к снижению прибылей до их «обычного» уровня. Так, специалисты из консультационной компании Мак Кинси говорят, что если средневзятая американская фирма в 2003 году имела размер прибыли значительно выше среднего уровня (15-25% после вычета налогов), то та же самая фирма с вероятностью 83% продолжала получать сверхприбыль в 2013 году. То же самое относится и к фирмам с прибылями свыше 25%. Для сравнения, в предыдущее десятилетие, 1993-2003 г.г., вероятность сохранения уровня прибыли была на уровне 50% - значительно ниже. Вывод очевиден – американская экономика становится все более «дружелюбна» в отношении существующих фирм, и все менее – в отношении фирм «новичков» на рынке.
Одна из причин этого – растущее количество слияний и поглощений. Согласно информации журнала Экономист, с 2008 года «среди американских фирм прокатилась одна из самых грандиозных волн слияний и поглощений в истории страны, суммарно оцениваемая в 10 триллионов долларов». Любопытное отличие от волн прошлых лет, однако, заключается так же в том, что новые слияния и поглощения ставили своей целью не построение «мировой империи», а консолидацию сил внутри США, в том числе захват более значительной части американского рынка и снижение внутренних расходов. Однако проблема не только и не столько в том, что фирмы становятся больше размером: в 2014 году доля мировой прибыли 500 ведущих фирм составляла 45% от общего дохода американских компаний – тот же показатель, что в конце 90-х. Проблема в том, что эти фирмы становятся более сфокусированы – они окружают себя стеной, или «рвом».
«Ров» - “The moat” – в данном случае не просто метафора, а термин, введенный в оборот американским миллиардером Уорреном Баффетом. Речь идет о создании искусственного барьера для вхождения на рынок конкурентов, медленной консолидации, способности влиять на регулирующие государственные органы, получать и поддерживать патенты, - короче говоря, быть в состоянии изменить «условия игры» в свою пользу.

График:
От большего к меньшему – средняя доля четырех ведущих фирм в каждой из категорий в процентах от общей выручки. Голубой столбик – данные за 1992 год, синий – за 2012 год






Доля четырех ведущих фирм в процентах от общей выручки каждой индустрии,
По горизонтали – в 1997 году, по вертикали – согласно последним данным, 2007 и 2012 года, в зависимости от доступности информации. Размер пузыря – общяя выручка конкретного сектора индустрии в миллиардах долларов, от 10 (маленький пузырек), до 800 (огромный пузырь).
На графике заметно смещение вверх, указывающее на рост, особенно в информационных технологиях (бледно бордовый пузырь), промышленном производстве (темно бордовый пузырь), финансах (желтый пузырь). Доля четырех ведущих фирм в этих секторах очевидно возросла и согласно графику выше.





Данные показывают, что доля общей выручки в более фрагментированных индустриальных секторах – тех, где четыре крупнейшие фирмы контролируют менее третьей части рынка – снизилась с 72% к целому в 1997 году до 58% к целому в 2012 году. Это касается, в основном, здравоохранения, сферы искусства и образования. В то же время индустриальные сектора с высоким уровнем концентрации, те, где четыре ведущих фирмы контролируют от трети до двух третей рынка, обнаруживают значительный рост своей доли от общей выручки - с 24 до 33%. Самый высокий уровень концентрации – тот, при котором четыре ведущие фирмы контролируют две трети или больше от общей доли рынка – наблюдается среди компаний доля которых в общей выручке составляет примерно 10%. Это настоящее «гнездо» олигополий, в котором можно обнаружить как производителей питания для собак, батареек и гробов, так и фармацевтические концерны, системы кредитных карт и фирмы, контролирующие рынок коммуникаций.

Эти же результаты подтверждает отчет Совета Экономических Экспертов при президенте США за апрель 2016 года. Отчет рассматривает три группы тенденций, указывающих на снижение уровня конкуренции на рынке: растущую концентрацию индустрии, растущие прибыли небольшой группы фирм, и снижение темпов выхода на рынок новых фирм и мобильности рабочей силы. Во всех этих группах ситуация вызывает опасения. Хотя, как отмечают авторы отчета, сама по себе увеличивающаяся концентрация на национальном уровне не является ни необходимым, ни достаточным показателем проявления возрастающего контроля над рынком, концентрация контроля над тем или иным конкретным продуктом или услугой на уровне рынка таким показателем является. В тех секторах индустрии, которые, по причине наличия данных, были подробно в последнее время изучены, обнаружена возрастающая концентрация на уровне рынка. В качестве примеров можно назвать работу Гайнора, Хо и Тауна (2015), которая обнаружила, что между 1990-ми годами и 2006 годом средний уровень индекса Херфиналя-Хиршмана (HHI) на рынке больничных услуг возрос на 50%, до уровня 3200 единиц. Это примерно равнозначно наличию на всем рынке только трех равных по уровню контроля фирм. Федеральная комиссия по коммуникациям (FCC) также указывает, что средний уровень HHI на рынке мобильной связи также увеличился с 2500 в 2004 году до 3000 в 2014. Пратер и др. (2012) отмечает рост концентрации на рынке железнодорожных перевозок между 1985 и 2007 годами. Уровень изменения уровня концентрации в отдельных секторах отмечен в брифинге следующей таблицей:

Изменения уровня концентрации на рынке в отдельных секторах, 1997-2012 г.г.


Колонки: Индустрия, выручка заработанная 50 крупнейшими фирмами на 2012 г в млрд долларов, доля выручки 50 крупнейших фирм на рынке, 2012 г, изменение доли выручки полученной 50 крупнейшими фирмами на рынке в процентах за промежуток 1997-2012 г.г.

Список индустрий, сверху вниз:
Транспортировка и хранение,
розничная торговля,
финансы и страхование,
оптовая торговля,
сдача в наем недвижимости,
коммунальные услуги,
образование,
профессиональные, научные и технические услуги,
административные услуги,
услуги по размещению и общественному питанию,
другие услуги,
искусство, развлечение, и отдых,
здравоохранение.



Отчет, таким образом, подтверждает наличие растущей концентрации в целом ряде индустриальных секторов, также как и растущие прибыли в форме увеличивающегося возврата на вложенный капитал среди целого ряда фирм, и падение динамики развития бизнеса и трудового сектора.
На основании этих данных не сложно сделать вывод, что суммарная концентрация в США имеет тенденцию роста, и что результатом этого становится снижение конкурентности рынка и увеличение корпоративных прибылей.

Comments

ja_va
Feb. 17th, 2017 09:09 pm (UTC)
Все, на самом деле, еще хуже. Часто "выбор" это не выбор, а два фирменных знака принадлежащих ОДНОЙ компании. В результате вам предлагают либо А за 100 долларов, либо Б за 100 долларов, но и то, и другое принадлежит одному и тому же владельцу, и, таким образом, ему вообще наплевать, выберете ли вы А или Б.

Результат - печальный. Так, да, в мобильной связи в Британии я платил за 2 гб в месяц и неограниченный роуминг 11 фунтов в месяц (14 долларов примерно), а в Штатах САМЫЙ ДЕШЕВЫЙ мобильный план у Т-Мобила это 50 (!!!) долларов в месяц, то есть В ТРИ РАЗА дороже. То же и с авиабилетами, то же и с интернетом, то же и с кабельным и спутниковым ТВ. За спутниковый пакет я в Штатах плачу 120 долларов, а за интернет еще 90. И того - 210. То же самое в Британии стоит в пределах 60 фунтов, то есть 80 долларов. А куда денешься? Выбор из двух вариантов - плохой интернет от телефонной компании, или хороший - от кабельной. Оба стоят примерно одинаково.

Грубо говоря, мов работа как раз и поднимает эту тему - идет медленная монополизация рынка, конкурентов или поглащают, или доводят до банкротства. Большой бизнес сращивается с властью, лоббирует свои интересы. Все это оправдывают "заботой о рабочем человеке", мол, крупные корпорации - "работодатели", и их процветание - это и процветание рабочих. А выходит наоборот - есть факты, которые доказывают, что рабочим платят все меньше, а вся прибыль идет в карманы хозяев. Из работы это тоже видно, прибыли растут.

Edited at 2017-02-17 09:10 pm (UTC)

Profile

ja_va
Ян_Валентинович

Latest Month

May 2019
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com