?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Трамп собирается снизить налоги и увеличить расходы. Как это возможно, спросите вы? Откуда возьмутся деньги?
В большинстве случаев ответ был бы "напечатают". Но не в этом. Трамп собирается ужесточить монетарную политику, и сократить количество печатаемых денег.

На первый взгляд тут есть противоречие, но только на первый. Для всего мира, кроме Америки, проблема в следующем - когда страна увеличивает расходы, не имея доходов, она берет в долг. Но когда страна много берет в долг, ей перестают давать, а возросший долг требует все больших расходов на свое обслуживание. Однако печатать для этого деньги нельзя - падает обеменный курс, включается инфляция и деньги обесцениваются. Рано или поздно наступает момент расплаты - дефолт. В России это произошло в 1998 году.

У Америки, однако, принципиально иная ситуация. Доллар - мировая валюта, а американские долговые обязательства (госбонды и билеты казначейского займа) - любимое вложение для большинства стран мира, включая Китай. В значительной степени они считаются "безрисковыми", поскольку никто не сомневается в возможности США напечатать достаточное количество долларов для их обеспечения. Фокус здесь в том, что даже если США печатают доллары, они не вызывают инфляции, а обменный курс доллара поддерживается не только казначейством США, но и всеми странами мира, которые имеют долларовые активы (за исключением разве что Северной Кореи это и есть все страны мира).

Многие ведущие экономисты, включая нобелевского лауреата Пола Кругмана, на встрече с которым мне довелось побывать в Оксфорде, давно уже пропагандируют идею расширения размера долговых обязательств США. С учетом низкой процентной ставки это особенно соблазнительно. Вопрос в том, на что тратить - если на потребление, то в долг брать глупо; если на обновление инфраструктуры, вложение в человеческий капитал, оживление экономики - то, наоборот, полезно.

Думаю, Трамп пойдет именно по этому пути - он снизит налоги, увеличит расходы, и покроет дефицит за счет госдолга. В условиях жесткой монетаристской политики это вызовет рост прибыльности гособлигаций (размер возврата по облигациям обратно пропорционален их стоимости - чем ниже цена, тем выше возврат, и наоборот; ; если облигации скупает ФРС, как сейчас, то растет денежная масса, а доходность остается близкой к нулевой, если же скупать будут инвесторы, то доходность будет расти, а денежная масса останется той же, поскольку новые доллары печатает только ФРС, с учетом поправки на вероятное увеличение оборачиваемости денежной массы - velocity), и весь мир побежит их скупать, тем самым финансируя американскую экономику.
А что в дальней перспективе? - спросите вы. Не секрет, что рано или поздно доллар придется девальвировать, как это сделал Никсон в начале 70-х. Инвесторы попадут на деньги. Китай - в первую очередь. Но, как говорят французы - такова селяви. Думаю, никто не ожидает, что миллиардер Трамп будет "добрым дедушкой", в конце концов он ясно сказал, что станет отстаивать интересы Америки..

Comments

( 11 comments — Leave a comment )
unlimmobile
Nov. 11th, 2016 09:07 pm (UTC)
Бывaют тaкиe трeнaжepы для пapaшютиcтов. Cнизу cтoит бoльшoй вeнтилятop, дуeт co cтpaшнoй cилoй ввepх – и в пoтoкe вoздухa зaвиcaeт кoмaндa пpыгунoв, oтpaбaтывaющих cвoи фopмaции.
Coвpeмeннaя экoнoмикa уcтpoeнa пpимepнo тaк жe. Тoлькo вeнтилятop нe пpocтo бoльшoй, a oчeнь-oчeнь бoльшoй, и ввepх лeтит нe вoздух, a дoллapы. Cнaчaлa в их пoтoкe виcит дecять тыcяч кpупных бaнкиpoв. Дaльшe, гдe cтpуя чуть пoжижe – cтo тыcяч финaнcoвых cпeкулянтoв. Eщe дaльшe – вcякиe инвecтopы, тpeйдepы, бpoкepы, лoepы, и тaк дaлee. Их cчeт идeт ужe нa миллиoны. A пoтoм – вce ocтaльныe, и гдe-тo тaм, в caмoм кoнцe, кувыpкaeтcя pуccкий миp. Чтoбы cиcтeмa paбoтaлa и вeнтилятop кpутилcя, нaдo, чтoбы дoллapы вce вpeмя ктo-тo бpaл в кoнцe цeпoчки – пoтoму чтo инaчe ocтaнoвитcя вecь пoтoк.
Cуть вceгo – этo пoтpeблeниe в дoлг. Вы cлышaли пpo дeвятнaдцaть тpиллиoнoв дoлгa – нo этo тoлькo пpямoй дoлг. Oбщиe liabilities aмepикaнcкoгo пpaвитeльcтвa – cтo тpиллиoнoв. Oбaмa удвoил дoлг. Дo нeгo дoлг удвoил Буш. И этo, cудя пo вceму, ужe нeвoзмoжнo ocтaнoвить. Дaжe для тoгo, чтoбы pocт дeлaлcя вce мeньшe и мeньшe, нaдo зaнимaть вce бoльшe и бoльшe. Нoбeлeвcкиe лaуpeaты пo экoнoмикe в oдин гoлoc гoвopят, чтo тaк мoжнo пpoдoлжaть бeз кoнцa, пoтoму чтo нa дoллapы вceгдa будeт cпpoc… Нo зaкpaдывaeтcя пoдoзpeниe – мoжeт быть, oни гoвopят тaк имeннo для тoгo, чтoбы им дaли нoбeлeвcкую пpeмию пo экoнoмикe? Вы вeдь знaeтe, кaк циничны и pacчeтливы ceгoдня люди…
В CШA реальные аналитики тоже нe cидят cлoжa pуки, - пpoвoдитcя aнaлиз, дeлaютcя мaтeмaтичecкиe aппpoкcимaции. И вce oни укaзывaют, чтo гдe-тo в будущeм будeт финaл. Мoмeнт, гдe будeт пoлный **здeц. В этoм cхoдятcя пpaктичecки вce мoдeли – oни тoлькo дaют paзный cpoк. Будeт кpизиc, пo cpaвнeнию c кoтopым вce пpoшлыe экoнoмичecкиe кaтacтpoфы пoкaжутcя дeтcкими утpeнникaми. Этo cлучитcя, кoгдa кpeдитopы пoтepяют вepу в cпocoбнocть CШA зaплaтить дoлги. Пoнятнo, чтo дaжe в cвoбoднoм oбщecтвe пpoмывaниe мoзгoв paбoтaeт тoлькo дo oпpeдeлeнных гpaниц. Pынoк – этo oгpoмнoe cтaдo пугливых бapaнoв. И ecли вce бapaны вмecтe пoбeгут из дoллapa, нaд плaнeтoй пoнeceтcя финaнcoвoe цунaми – и cмoeт чeлoвeчecкую цивилизaцию кaк мы ee ceгoдня знaeм. Ужac в тoм, чтo CШA нe cмoжeм эту вoлну ocтaнoвить – и нaчнeтcя oнa, cкopeй вceгo, нa eё coбcтвeннoм Уoлл-Cтpитe…
Кaк вы думaeтe, чтo cлучитcя дaльшe? – добавление: Если мы только что увидели, что промывка мозгов для того, чтобы Хиллари стала президентом не сработала?

Лaмпa Мaфуcaилa, или Кpaйняя битвa чeкиcтoв c мacoнaми
© Виктop Пeлeвин
ja_va
Nov. 11th, 2016 09:19 pm (UTC)
>>>Этo cлучитcя, кoгдa кpeдитopы пoтepяют вepу в cпocoбнocть CШA зaплaтить дoлги<<<

Но вы хотя бы понимаете, что это физически невозможно? США печатают доллары, то есть ту валюту, в которой деноминирован долг. Представьте, что я беру у вас в долг какие-нибудь "фантики", которые сам же и рисую. Могу я оказаться "неспособен" вернуть эти фантики? Нет, не могу - это абсурд.

citrusss
Nov. 12th, 2016 01:47 am (UTC)
вопрос в стоимости этих фантиков. когда даешь в долг, за один доллар можно купить одну у.е. товара, а когда забираешь назад, то та же у.е. будет стоит 10 долл, в итоге кредитор потеряет инвестиции и больше уже не даст
ja_va
Nov. 12th, 2016 02:11 am (UTC)
Дать то он может и не даст, но и дефолта быть не может.
citrusss
Nov. 12th, 2016 02:22 am (UTC)
без рефинансирования ситуация хуже, чем дефолт. в случае официального дефолта, МВФ и прочие организации дадут средства под залог имущества, а в случае глобальной девальвации (почти все страны ведь держат свои финансовые излишки, которые могли бы ссудить, в ам. долларах) эти средства взять неоткуда, так что полет вниз будет уже без страховки
ja_va
Nov. 12th, 2016 04:28 am (UTC)
Никакое рефинансирование тут не нужно. Вы не понимаете, почему делают рефинансирвание. Если очень просто - все страны кроме США берут долги в чужой валюте, а не в своей. В своей валюте взять за границей невозможно - ее там нет. Исключение составляют страны ЕС, валюта которых (евро) есть в других странах ЕС (в Германии, например), но зато они ее не могут печатать (Греция). В этих случаях вернуть деньги можно либо проведя валютную операцию, приобретя чужую валюту, и, таким образом, заплатить, либо, если речь идет о еврозоне, заработав деньги. Грубо говоря, эти деньги надо заработать в любом случае. Что произойдет, если вы попытаетесь напечатать рубли (евро Греция не может напечатать по определению - их печатает Франкфурт)? Очень просто - курс рубля упадет ровно на столько, сколько вы напечатали (а то и больше, поскольку испуганные держатели начнут его скидывать), и вы все равно останетесь ровно с той же суммой, что были.
Другое дело доллар. Доллар держат все страны мира, его используют для платежей вместо местных валют. Вы ИЗНАЧАЛЬНО берете в долг свои же деньги в своей валюте. Вы ее и возвращать будете, как обещали - в своей валюте. Вам ничего не надо нигде "одалживать", вы просто можете их напечатать. Поэтому никакое рефинансирование вам НЕ НУЖНО - вы всегда можете вернуть деньги. Вы не будете никакие деньги нигде брать - у человека лежит бонд на 100 долларов под 10 процентов годовых? На, получи 110 долларов, и отвали. Что, они уже не стоят столько же фунтов или рублей? А кого это волнует? Тебе обещали рубли или фунты? Нет? Давай, досвиданья.
ja_va
Nov. 12th, 2016 04:30 am (UTC)
Почитайте про девальвацию доллара после ухода от золотого стандарта. Да, упал на 30%, всех кинули. И дальше что? Ничего. Продолжаем.
ja_va
Nov. 12th, 2016 04:47 am (UTC)
Основная проблема здесь - дефицит внешней торговли. Ибо именно это и есть внешний долг. Вы продаете миру меньше, чем покупаете, и у вас накапливается дефицит. Его можно покрыть двумя способами - либо начать в какой то момент продавать больше, чем покупать (профицит внешней торговли), либо брать в долг. Но конечек у этой веревочки несомненный, и он виден невооруженным глазом - рано или поздно долг тоже надо отдать, невозможно брать и брать и брать.
Совсем другое дело США и их доллар. И разница в том, что доллар - мировая валюта. Пока доллар остается мировой валютой, вы можете брать в долг бесконечно. Почему? Потому, что весь мир "спускает" ваши излишки вместе с инфляцией доллара. Доллар потихоньку падает, и вся та масса долларов, что находится в других странах так же постепенно обесценивается, тем самым ОПЛАЧИВАЯ ваш дефицит торговли.
Можно ли это остановить? Теоретически -да, нужно, чтобы доллар перестал быть мировой валютой. Но это легче сказать, чем сделать, ибо замены доллару нет. Фунт? Слишком маленький оборот торговли. Юань? Неконвертируем. Рубль? НЕ смешите меня. И главное - хотя у доллара масса недостатков, но у него есть и несомненное преимущество - из всех трех названных валют за последние 100 лет он перенес наименьшее количество потрясений. Была одно время идея ввести СВР - корзину валют, но поскольку ни одна страна сама по себе в них не торгует, то это ведет к двойному пересчету - например, из рубля в СВР из СВР в фунт - и деньги теряются дважды, ибо каждый раз банки берут процент. А при торговле в долларах можно ВООБЩЕ НИЧЕГО НЕ ПЕРЕВОДИТ- взял доллары и отдал доллары, точка. Поэтому если доллар чем-то и заменят, то очень не скоро. И главное - если даже его заменят, допустим, фунтом, все что это будет означать, это что вместо США другая страна (Британия) получит такие же преимущества, а остальные все равно будут В ЖОПЕ. Поменяем шило на мыло. А смысл?
miss_gwenaelle
Nov. 11th, 2016 09:15 pm (UTC)
Выходит нужно избавляться от долларов )
ja_va
Nov. 11th, 2016 09:20 pm (UTC)
Нет, наоброт. Доллар в ближайшей перспективе будет расти. В дальней - другое дело, но дальная это может быть 10-20 лет, а к тому времени много чего изменится...
problemy_rossii
Nov. 12th, 2016 11:05 am (UTC)
Когда случится девальвация $, какие экономические последствия ждут другие страны?
( 11 comments — Leave a comment )

Profile

ja_va
Ян_Валентинович

Latest Month

August 2022
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Comments

  • ja_va
    18 Aug 2022, 05:38
    да, куда ж еще. в психушку. это закономерный шаг в то время. потому что с ума сошел что-ли, не любить окружающую действительность?
  • ja_va
    17 Aug 2022, 19:59
    не знаю как ты выдержал такое давление. и эмоциональное и административное и все отставное. ужас.
  • 17 Aug 2022, 10:53
    Вдохновился и написал свой рассказ о моем друге, которого лишили советского гражданства, но который об этом никого не просил.
  • ja_va
    17 Aug 2022, 03:14
    Ну Освенцим освободили.
    Но для стран пришел другой режим, который не все поддерживали. Не было в Польше самоопределения. Свободных выборов. Поделили Европу.
    Но западные союзники может не достаточно…
  • ja_va
    16 Aug 2022, 10:59
    //И эти гнилые яблоки приносят свои плоды и сегодня: ни для кого не секрет, как относятся к россиянам прибалты и восточные европейцы, как «любят» русских финны. И отношение это – результат политики…
Powered by LiveJournal.com