Ян_Валентинович (ja_va) wrote,
Ян_Валентинович
ja_va

Categories:

О ПРОФАНАХ В ИСКУССТВЕ, ИЛИ К КАКОЙ ГОЛОВЕ ПРИКЛАДЫВАЮТ РУКУ?

Думаю, не сильно преувеличу, если скажу, что в искусстве я – полный профан.

Мое первое более-менее серьезное ознакомление с темой началось с университетского курса лекций по истории искусства. Завороженной темой, я отправился в длительную поездку, дабы своими глазами увидеть творения Дуччо в Сиене, Чимабуэ во Флоренции, работы Леонардо и Микеланджело в Риме и шедевры Босха Мадридском Прадо.

Уже значительно позднее, в Оксфорде, я одно время хотел сделать теорию литературы предметом своей магистерской диссертации. Прослушал с этой целью еще один курс лекций, прочел работы Барта, Адорно и Бахтина, особенно увлекся идеями немецких идеалистов, которые увели меня в совсем другом направлении, а диссертацию, в итоге, написал по философии Соловьева.

Впрочем, тема не уходила, и уже в Королевском Колледже Лондона мне довелось пройти еще один курс, по философии искусства, ближе ознакомиться с теориями Канта, Гегеля, Ницше и Хайдеггера, и написать в результате курсовую работу по Хайдеггеровскому «Истоку художественного творения».

Ближе всего мне в конечном итоге оказалась позиция Ницше. Ницше считает ущербным практически все, от наших понятий о Боге, до нашей логики и математики. Он высмеивает мораль, не оставляет камня на камне от совести, разрушает практически все, кроме искусства. Искусство, согласно истовому немцу, это единственное, что дает нам доступ к истине. К тому, что на самом деле есть.

Но, повторяю, в искусстве я по-прежнему считаю себя профаном, и не возьмусь спорить с искусствоведами – людьми, посвятившими этой теме не несколько университетских лет, а всю жизнь, написавшими не одну работу, защитившими диссертацию и заслужившими право считаться экспертами. Я вот давеча, к стыду своему, перепутал Малевича с Кандинским, забыл, кто же автор «Черного квадрата».

А тут приходят «Офицеры России». Приходят, в кирзовых сапогах, с бутылочками мочи за пазухой, и со вполне шариковской простотой объявляют, что перед ними – «не искусство, а порнография». Абалдеть. Им не нужно читать Барта или ездить в Венецию, у них все ответы готовы. Да чего там – офицеры ведь не одни, они – верхушка того айсберга, который без зазрения совести лезет, не снимая сапог, не только в искусство, но и в политику, экономику, юриспруденцию, и даже, прости господи, философию.

В этом вся беда нашего времени, что каждый дурак считает, что раз «демократия», то и его мнение значит ровно столько же, как и мнение эксперта, специалиста, доктора наук или даже академика. У меня для него новость - не значит! И мой ему совет – пересмотреть внимательно еще раз «Собачье сердце» (ибо книгу то он, конечно, не прочтет), и особо обратить там внимание на отдельные монологи профессора Преображенского. Очень, знаете ли, актуально. Особенно сейчас.
Tags: Россия, политика, философия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments