Ян_Валентинович (ja_va) wrote,
Ян_Валентинович
ja_va

Categories:

Национализм - часть 1, Рождение.

Начинаю серию статей на тему национализма.
Сегодня часть 1, - Рождение.


Традиционно принято относить зарождение того, что сегодня называется термином «национализм» к концу 18 века, а точнее – к революции во Франции. Однако более интересную гипотезу выдвинула Лиа Гринфельд. В своей работе «Национализм: пять дорог к современности» (Greenfeld, Liah. Nationalism: Five Roads to Modernity. Cambridge: Harvard University Press, 2003) Гринфельд пишет, что национализм берет свое начало значительно раньше, если быть точным, то он впервые проявился в начале 16 века в Англии, в царство печально известного «отрубателя голов женам» Генриха Восьмого. Ключевой датой в этом смысле, по мнению Гринфельд, является 16 мая 1532 года, - день, когда английские священнослужители официально признали Генриха Верховным Главой Церкви, а сэр Томас Мор оставил свой пост Лорда Канцлера. Вскоре после этого Томас Мор был арестован, а позднее и обезглавлен.
Томас Мор сам решил свою судьбу: он предпочел смерть признанию того, что считал недопустимым – отрицания главенства Папы Римского в церковных делах. Причины сего он пояснил в письме Томасу Кромвелю – одному из основных организаторов отделения английской церкви от Рима, написанному спустя два года, 5 марта 1534 года:

«Я никогда ни читал, и не слышал ничего такого … что могло бы привести меня … к отрицанию главенства (Папы) данного Богом, согласись мы с этим, и ничего не могу я … представить, что дало бы нам сие отрицание, поскольку главенство это по меньшей мере создано по воле Христианского мира и по великой неотложной причине избегания расколов и поддержания преемственности на протяжении более, чем тысячи лет … И, таким образом, поскольку Христианский мир сей един, не могу я представить, как один из его членов мог бы без одобрения всего его тела отойти от общей его головы.»

В апреле того же года Мора был вызван для принятия присяги по Акту Наследия, и, вследствие его отказа принять данную присягу, заключен в Тауэр. Уже из Тауэра он написал еще раз:

«Тогда сказал мне Лорд Вестминстер, что, откуда бы не взял я эту идею себе в голову, есть причина опасаться, что мнение мое ошибочно, раз становится очевидно, что великий совет государственный признает его таковым, и, следовательно, я должен изменить свою позицию. На это я ответил, что если бы не было на моей стороне никого, кроме меня самого, а с другой стороны находился весь Парламент, то тогда я бы сильно задумался, прежде чем выступить один против всех. Но, с другой стороны, раз в таких вопросах, как отказ от произнесения присяги, на моей стороне (как я считаю) не меньший совет, и даже больший, то я не вижу возможности изменить свою позицию ради совета одного государства, но против воли великого совета всего Христианского мира»

(Гринфельд, стр. 29-30)


Сэр Томас Мор, (1478 — 6 июля 1535) — английский юрист, лорд-канцлер, мыслитель, писатель, гуманист, святой Католической церкви.


Для Томаса Мора, являвшегося христианином, мысль о том, что христианский мир может быть не прав, а совет одного государства, или, как тогда называли realm, может представлять собой истину, казалась абсурдом. Государство – realm – было для него искусственным, второстепенным созданием, уступавшим величию и мощи христианского мира. Томас Мор, таким образом, представлял из себя классический образец мышления «до-национального» типа; он не мог понять, что мир, в котором он жил, изменился уже до неузнаваемости, и что бытность человека англичанином становилась первостепенной его чертой, основанием всей его сути, намного превосходящий все иные характеристики, включая религиозную конфессию. Мор, таким образом, оставался одним из последних представителей исчезающего вида, сменявшегося видом нового типа, вида, для которого роль религии выполняла теперь национальная принадлежность.

На протяжении 16 века, пишет далее Гринфельд, тенденция, суть которой может быть передана применением слова «национальность» к народу, и которая более, чем в одном направлении, выражала собой приход эры современности, захватила собой большую часть английского общества. Впервые создавались национальное самосознание и национальная идентификация. Термин «нация» с этого момента принимал свое значение как «сообщество свободных и равных граждан». В основе этого процесса находилось то, что выражало суть понятия «гуманизм», и что основывалось на нескольких принципах, основным среди которых был принцип веры в человека как самостоятельного, рационального существа, основной чертой которого является наличие разума. Наличие разума, а именно признанная за человеком способность выбирать среди разных возможностей и принимать на их основе собственные решения, давала ему право определения собственной судьбы согласно желанию. На этом же строились и понятия независимости личности и гражданской свободы. В то же самое время, поскольку во всех этих вопросах люди становились все более равны, в теории за ними признавалось и право в равной степени влиять на политический процесс, и, таким образом, устанавливалось то, что мы сегодня понимаем под словом «гражданство».
Так, на основе гуманизма, появился на сцене ребенок-национализм.


*Продолжение здесь*.
Tags: история, политика
Subscribe

  • Европоездка 2017, часть 6, - Ареццо

    Продолжение, начало здесь. Вылазка в Ареццо состоялась в воскресенье, 14 мая. Собственно, запланировали мы ее заранее. Ареццо находится на довольно…

  • Европоездка 2017, часть 5, - свадьба

    Продолжение, начало здесь. Перехожу теперь к свадьбе, которая была, как я уже заметил, если не целью, то причиной поездки. То есть с нее все…

  • Европоездка 2017, часть 4, - Кортона

    Продолжение, начало здесь. Помню, как в первую поездку, в 2004 году, Италия не произвела на меня особого впечатления. Как-то сразу после Германии…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments