Ян_Валентинович (ja_va) wrote,
Ян_Валентинович
ja_va

Categories:

Либерализм с человеческим лицом

На всякий случай поясню тем, кто этого еще не понял из моих постов:

Я либерал. И в то же время я - патриот России.
Вот такая редкая комбинация. И тем не менее, в ней нет ничего несовместимого. Неясно, почему и как сложилось, что в России быть "либералом" сегодня обязательно означает быть ее врагом?

Почему я либерал?
Таковы мои убеждения, сложившиеся как разультат всей моей жизни. Я не доверяю "большим словам", "единственно верным учениям" и в случае, когда интересы человека и государства не совпадают предпочту человека государству; в случаях, когда интересы человека и идеи на совпадают, предпочту человека - идее. Человек, на мой взляд - это и есть центр вселенной, ради которого существуют и государства, и идеи. Если его интересы, интересы конкретного простого человека, приносят в жертву каким-то мета-историям, великим целям и грандиозным планам, значит эти мета-истории, эти цели и эти планы не стоят и выеденного яйца.

Но, в то же время, я реалист. Я прекрасно отдаю себе отчет, что человек не может жить без общества, а общество - без государства; что государство должно защищать интересы человека, а потому оно должно быть сильным. Без этого интересы человека все равно будут принесены в жертву - если не его собственному государству, значит другому.

При этом сильное государство - национальное государство, государство, построенное на здоровой национальной идее. Национальной - значит, связанной с опредленной нацией, а нация определяется как "сообщество построенное на основе общих убеждений и совместных целей, имеющее корни в истории, активное по своему характеру, соединенное с определенной территорией и отличное от других сообществ по признакам своей культуры" (определение по Д. Миллеру). Обратите внимание, что ни язык, ни этническая принадлежность сами по себе здесь роли не играют, и допустимы только лишь как возможные (но не обязательные) элементы этой общей культуры. Нацию можно создать, но ее нельзя создать на пустом месте. Нацию можно сплотить, но для ее сплочения нужны общие цели. И все это вовсе не мешает либерализму, по крайней мере если он коммунитарен.

Что же это за зверь такой, коммунитарный, или социальный либерализм?

Коммунитарный либерализм, как и коммунитаризм, акцентирует внимание на идее братства и критикует либертарианцев с одной стороны за гипертрофирование идеи свободы, а радикальных коммунистов с другой — за гипертрофирование идеи равенства. И классический либерализм, и современный коммунитаризм являются либерально-демократическим ответом на нигилизм и безудержный индивидуализм (неолиберализм). Одними из основоположников коммунитарной разновидности либерализма в России можно считать Бердяева и В.Соловьева. На Западе одним из представителей коммунитарного либерализма является сегодня Майкл Уолцер.

В отличие от классического либерализма, рассматривавшего рынок как саморегулирующуюся категорию и негативно относившегося к возможности регулирования экономических и социальных отношений, социал-либералы полагают, что для осуществления на практике главного принципа либерализма — обеспечения права индивида на самоопределение и самореализацию — не всегда достаточно только его собственных усилий. Выравнивание стартовых возможностей невозможно без участия государства, и именно государство должно обеспечивать перераспределение части общественного продукта в пользу социально слабых членов общества, оказывая им поддержку и тем самым способствуя гармонизации общественных отношений и укреплению социальной и политической стабильности. Однако в отличие от различных разновидностей социалистической идеологии, социал-либералы привержены капиталистическому типу экономики.

По мнению социал-либералов, государство обязано вмешиваться в экономические процессы с целью борьбы с монополизмом и поддержания конкурентной рыночной среды. Общество должно иметь законные основания в случае, если доход не соответствует вкладу человека в общее благо, изъять часть этого дохода через налоги и перераспределить его на социальные нужды. Улучшение условий жизни беднейших слоёв общества будет способствовать росту внутреннего рынка и экономическому росту.

Вот именно поэтому я и поддерживаю Россию.
Я поддерживаю Россию, потому, что я - русский, и неразрывно связан с ней своим прошлым.
Но этого мало.
Я поддерживаю Россию, потому, что вижу в ней разумный противовес современному нео-либерализму Запада, нео-либерализму становящемуся все более агрессивным, бессмысленным и опасным. Нео-либерализму, подменившему идею человеческой свободы идеей безудержного индивидуализма, разрушающего основы культуры, истории, самого общества, то есть всего того, что и делает человека человеком.

Вот в этом и вся разница.
Tags: политика, философия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments