Ян_Валентинович (ja_va) wrote,
Ян_Валентинович
ja_va

Categories:

Выезд за границу из СССР - как это было?

Я впервые получил приглашение от знакомого из США для гостевой поездки осенью 1990 года.
Система была еще старая - нужно было вначале заверить приглашение у нотариуса, потом зарегистрировать в посольстве СССР в Вашингтоне, потом можно было нести и то, и другое в ОВИР ГУВД по своему району. ОВИР (Отдел Виз и Регистрации иностранных граждан) и давал разрешения на выезд.

До конца 80-х по такому "гостевому" от "друзей" меня послали бы сразу, далеко и надолго. Даже варианта "приглашение от друзей" не существовало - только от родственников. В анкете ОВИР был вопрос "степень родства", на который приходилось отвечать "знакомый". Но в 1990 году на это было уже чихать. В сентябре мне через знакомых передали это приглашение.

Помещение ОВИР находилось в местном районном отделе ГУВД, в моем случае - Красносельского Района города Ленинграда. Комната, изначально рассчитанная на 3-4 человека (больше не бывало) тогда была забита уже до отказа - народ уже пер за границу толпами! Стояли и на улице. Была очередь, запись.

До конца 80-х годов выезд из СССР был только целевым. Т.е. "просто так" получить загранпаспорт и поехать за границу, даже в какую-нибудь занюханную Болгарию, было нельзя - нужно было иметь серьезную причину.

Причинами, в порядке уменьшения важности, могли являться.

1. Работа. Это самый лучший вариант - за границу ехали дипломаты, работники торгпредств, а так же те, кто обслуживал этих людей, члены их семей, моряки заграплавания, пилоты и экипаж международных авиарейсов, проводники поездов. "Ненадежных", конечно, отсеивали, но по большей части это был наиболее реальный способ выезда. Конечно, воспользоваться им могли немногие.

2. Спорт, искусство, культурные обмены. Это - второй наилучший вариант. Спортсменов и работников искусства (балет, опера) на соревнования и гастроли отпускали, опять же, после проверки, довольно охотно - реклама для государства. Культурные обмены между разными организациями проходили реже, но тоже бывали - дети из французской спецшколы могли, например, поехать в Париж.

3. Туризм. Это довольно сложный вариант, поскольку все турпоездки заграницу совершались через одно агентство - Интурист, и просто так их купить было нельзя. Путевки распределялись по предприятиям, в небольших количествах (на завод могли, например, дать одну-две путевки в Финляндию, и с десяток в Болгарию - Румынию - ГДР, а уж какая-нибудь Италия или Франция были вообще большой редкостью), и стоили не мало - при средней зарплате в 180 рублей путевка в Италию, например, стоила порядка 800-1000 рублей на человека. Т.е., в общем, это был вариант "для избранных".

4. Приглашения от родственников. Хотя в теории это был наиболее доступный способ, но наименее реальный - по этим приглашениям почти всегда отказывали.


Когда именно ситуация изменилась я точно не знаю. В 1986 году граница была еще "на замке". К концу 1989 года выезд оказался упрощен настолько, что США закрыли переполненные пункты для потенциальных иммигрантов в Вене и Риме (до 1989 года выезжающие за рубеж на ПМЖ, в основном - евреи в Израиль, отправлялись вначале в Вену, где могли запросить визу США, после чего их переправляли в Рим. И там и там были перевалочные пункты, расчитанные на несколько сотен человек одновременно).


К концу 80-х, хотя общий процесс оставался неизменен, но откуда-то "сверху" дали уже команду "пускать всех желающих, у кого есть причина", и сразу пошел поток.

Я заполнил анкету, сдал документы, и через два месяца получил по почте квитанцию "оплатить 203 рубля за услуги ОВИР" - 200 рублей за выездную визу, 3 рубля за паспорт.

Да, паспорт тогда давался на 5 лет, но был не действителен без выездной визы. Выездная виза давалась на 6 месяцев однократно, только в страну назначения. Для меня это были США. После ее использования или окончания срока выехать по этому "паспорту" вообще было нельзя никуда.

После получения паспорта с выездной визой нужно было, естественно, получать уже въездную визу государства, куда собираешься. И вот тут стулья перевернулись - если до конца 80-х получить выезд было очень трудно, но зато въездные визы давали почти автоматом, без отказов, то начиная где-то с 1988-89 года США стали давать повальные отказы.

Вот и мне отказали. Даже 2 минут не заняла беседа с консулом - "рапота кооператиф?" - и уже подписывался стандартный бланк "уважаемый...! К сожалению..." Рядом отказы сыпались на таких же, как я, молодых и веселых, первый раз в жизни собравшихся за границу. Многие приходили за визой по 3-4 раза: благо, тогда еще не было ограничений на количество "походов", как не было и предоплаты - платили только по факту за выданную визу 35 рублей.

Тем же счастливцам, кому визу дали можно было идти и обменивать рубли на валюту. До 1990 года каждому выезжающему меняли 200 рублей по гос-курсу 60 копеек за доллар. Но к концу 1990 года курс черного рынка достиг уже 15-16 рублей за доллар, и государство решило, что разбрасываться валютой не стоит - обменный курс увеличили в 10 раз, и меняли уже не 200, а 2000 рублей по курсу 6 рублей за доллар. Это также выходило примерно 300 долларов, хотя не все их давали наличными - порядка 2/3 суммы выдавались дорожными чеками Томас Кук или Американ Экспресс, которые можно было обналичить только за пределами СССР. В начале 1991 года сумму урежут еще в 2 раза - менять станут только 1000 рублей на 150-160 долларов, а скоро и вообще отменят, и станут продавать валюту по "рыночному курсу", который к лету 1991 года достигнет 30 рублей за доллар.

Так же надо было покупать билет. Билеты на самолет в США в конце 80-х стоили порядка 700 рублей, и продавались в центральных кассах Аэрофлота на Невском проспекте. Продавали их строго при наличии визы США. Билеты на поезда продавали в отделе Интуриста в гостинице Москва, и, в зависимости от направления, они стоили несколько сотен рублей. Тогда были прямые поезда (точнее, вагоны) в Берлин, Париж, Амстердам и даже Лондон. Самолет из Ленинграда в Нью-Йорк, ИЛ-86, летел с двумя посадками - в Шанноне, Ирландия и в Гандере, Канада. Лететь на прямую у него не хватало топлива. Так же, кстати, летали и "до перестройки", только не на Ил-86 а на Ту-154, поскольку меньше было пассажиров. Впрочем, с конца 70-х прямые рейсы в США были отменены из-за ухудшения отношений, и до 1986 года эти рейсы летали только до Монреаля, а оттуда надо было пересаживаться. В 1986 году, как одно из первых следствий "перестройки", снова открыли прямые рейсы в США. Почему не летал дальнобойник Ил-62? Не знаю, из Москвы, возможно, и летал, но не из Ленинграда. Хотя я читал мемуары людей которые и в начале 80-х из Москвы летали на Ту, с двумя посадками.

Первые билеты мы покупали не мне, а Светке, которая в феврале 1991 получила датскую визу по гостевому приглашению. Брали ей билет на поезд в Копенгаген, через Хельсинки и Стокгольм. Все, включая билет на паром Силья Лайн по маршруту Хельсинки-Стокгольм (но без каюты) стоило порядка 200 рублей. Тоже была уже огромная толпа, давка, стояли за билетами по несколько дней.

Это была какая-то фантастика тогда, как поездка на луну. Я ей страшно завидовал...

Сам я выцыганил свою первую визу в США правдами и неправдами только через полтора года, в конце 1992, после ТРЕХ отказов, и это было "по бизнесу" с поддельным бизнес-приглашением "от партнеров" из Америки. Консул долго сомневался, но "бизнес" им сказали поощрять, так что дал...
Первый мой билет в США в декабре 1992 года стоил уже 125 000 рублей (!), такая была инфляция. Обменный курс к тому моменту стал примерно 450 рублей за доллар. Помню, как вывалил на стойку целый мешок наличных денег - тогда еще в ходу были старые 10 и 25 рублевые купюры времен СССР, а новых, 5000-ных, было в обороте не много...

После принятия закона о "въезде и выезде" с января 1993 года выездные визы отменили и паспорта стали выдавать всем желающим, без причины.
Tags: Россия, СССР, история
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 29 comments