переживаю "метаморфозы", и меняю свою позицию.
Ничего подобного, моя позиция остается крайне последовательна.
Для тех, кто сомневается, приведу следующие примеры:
[ читать примеры]- 9 лет назад была такая же история с карикатурами на Мухаммеда в датской Jyllands-Posten, правда никого не убили. Вот мой пост на тему. Я безоговорочно поддержал журналистов, и сам опубликовал эти карикатуры.
- история с терактами в Бостоне, когда их тоже пытались объявить инсценировкой. Вот мой пост на тему. Я разоблачил "разоблачителей", и отметил, что распространять подобные бредни значит не уважать жертв и их родственников.
Да, я поддержал Россию на Украине. Поддержал потому, что не собираюсь закрывать глаза на украинский национализм, на то, что национализм этот - отвратительного, фашистского толка, и только то, что украинцы заявляют о своем желании "стать частью Запада" не оправдывает происходящего. На Украине попирается свобода слова, которая мне дорога. На Украине попирается право народов на самоопределение - а русский народ это тоже народ - которое я считаю одним из важнейших прав человека. На Украине вместо законов правит толпа, а правление толпы для меня - это мрачная отрыжка средневековья, это отголосок российского бунта, приведшего к власти большевиков.
Но при всем при этом я всегда был и остаюсь по сути своей либералом, и смотрю на происходящее именно с либеральных позиций. К сожалению, в России сегодня мало кто из называющих себя "либералами" достоин так называться, и слово это вываляно в грязи. Меж тем, либералами (в широком смысле этого слова) были и такие люди, как Белинский и Лавров, Кавелин и Михайловский. Либералы - это те люди, для которых дорога свобода. Свобода слова, свобода творчества, свобора выбора. Михайловский очень хорошо сказал на эту тему, и я хочу повторить его слова, чтобы лишний раз подчеркнуть, почему я писал, пишу и буду писать: Je suis Charlie
«У меня на столе стоит бюст Белинского, который мне очень дорог, вот шкаф с книгами, за которыми я провел много ночей. Если в мою комнату вломится русская жизнь со всеми ее бытовыми особенностями и разобьет бюст Белинского и сожжет мои книги, я не покорюсь и людям деревни; я буду драться, если у меня, разумеется, не будут связаны руки»
Тут меня обвиняли, что я, мол,
Ничего подобного, моя позиция остается крайне последовательна.
Для тех, кто сомневается, приведу следующие примеры:
[ читать примеры]- 9 лет назад была такая же история с карикатурами на Мухаммеда в датской Jyllands-Posten, правда никого не убили. Вот мой пост на тему. Я безоговорочно поддержал журналистов, и сам опубликовал эти карикатуры.
- история с терактами в Бостоне, когда их тоже пытались объявить инсценировкой. Вот мой пост на тему. Я разоблачил "разоблачителей", и отметил, что распространять подобные бредни значит не уважать жертв и их родственников.
Да, я поддержал Россию на Украине. Поддержал потому, что не собираюсь закрывать глаза на украинский национализм, на то, что национализм этот - отвратительного, фашистского толка, и только то, что украинцы заявляют о своем желании "стать частью Запада" не оправдывает происходящего. На Украине попирается свобода слова, которая мне дорога. На Украине попирается право народов на самоопределение - а русский народ это тоже народ - которое я считаю одним из важнейших прав человека. На Украине вместо законов правит толпа, а правление толпы для меня - это мрачная отрыжка средневековья, это отголосок российского бунта, приведшего к власти большевиков.
Но при всем при этом я всегда был и остаюсь по сути своей либералом, и смотрю на происходящее именно с либеральных позиций. К сожалению, в России сегодня мало кто из называющих себя "либералами" достоин так называться, и слово это вываляно в грязи. Меж тем, либералами (в широком смысле этого слова) были и такие люди, как Белинский и Лавров, Кавелин и Михайловский. Либералы - это те люди, для которых дорога свобода. Свобода слова, свобода творчества, свобора выбора. Михайловский очень хорошо сказал на эту тему, и я хочу повторить его слова, чтобы лишний раз подчеркнуть, почему я писал, пишу и буду писать: Je suis Charlie
«У меня на столе стоит бюст Белинского, который мне очень дорог, вот шкаф с книгами, за которыми я провел много ночей. Если в мою комнату вломится русская жизнь со всеми ее бытовыми особенностями и разобьет бюст Белинского и сожжет мои книги, я не покорюсь и людям деревни; я буду драться, если у меня, разумеется, не будут связаны руки»
Comments
Путин, безусловно, поддерживает Донбасс, безусловно не дает возможности решить проблему военной силой. Но дело то все в том, что ее и НЕЛЬЗЯ РЕШАТЬ ВОЕННОЙ СИЛОЙ. Это вообще не должно быть вариантом. Бомбить мирных жителей хоть под каким благовидным предлогом это ПРЕСТУПЛЕНИЕ, и по сравнению с этим все разговоры о национальном суверенитете это пустая болтовня.
Опять же надо иметь ввиду разницу между позицией по какому-то отдельному вопросу, и жизненной позицией вообще, как взглядом на мир.
Edited at 2015-01-14 02:37 pm (UTC)
Что интересно, самоидентификация канадцев тоже идёт от обратного: "мы не американцы". У меня даже складывается впечатление, что канадцы опасаются своего основного и самого большого торгового партнёра и соседа больше, чем кого бы то ни было. По простой и реалистической формуле мировой политики: "не важно, что ты говоришь, важны твои возможности". То есть твои слова и декларации второстепенны. Важен твой бицепс, экономический и военный. И (младщему политическому партнёру в любом тандеме) важно максимально использовать и экономический и прочий потенциал партнёра, но и не пропустить момент, когда этот потенциал будет направлен против тебя. (Очень давно, ещё в период экономического благоденствия СЕО "Интел" написал книгу о своём бизнесе с красноречивым заголовком "Выживают только параноики". На мой взгляд, это единственно возможный подход в большой публично недекларируемой политике)
это исчерпывающий список свобод, которые дороги либералам (в широком смысле этого слова)?
если рассматривать только свободу слова, то как, по-вашему, останется ли она свободой, если её хоть мало-мальски ограничить?
мне кажется, что нет.
значит, упрощённо, «можно говорить/писать что угодно, когда угодно, кому угодно и как угодно».
я правильно понимаю ваше представление о свободе слова?
Второе, высказывать мысли и делать призывы - разные вещи. Высказывать мысли можно любые, но если вы говорите "пойдем, убьем человека", то это уже призыв, на не просто мысль, и он ведет к конкретным последствиям, которые нарушают другие права людей (право на жизнь, например).
Третье, если то, что вы говорите, имеет целью причинить боль, а не высказать мысль (например вы называете кого-то "жидом" или иным обидным эпитетом), то это, опять же, не имеет отношения к свободе слова. Проверить это очень просто - любую мысль можно высказать, не прибегая к оскорбительным словам.
Как это определить? В демократическом государстве это определяет закон. Т.е. закон выражает волю других людей о том, чего они хотят слышать, и чего не хотят. Если люди не хотят слышать призывов к насилию и обидных эпитетов, то см. пункт первый :)
я верно вас понял?
> Проверить это очень просто - любую мысль можно высказать, не прибегая к оскорбительным словам.
а что насчёт рисунков?
ведь при достаточных способностях даже без помощи текстовых плашек можно выразиться вполне себе оскорбительно.
> Например, если вы пишите свои мысли в журнале или книге, то их можно купить и прочесть, а можно пройти мимо. Если вы пишите на стене дома, то их читать вынуждены все, включая тех, кому они совершенно не нужны и не интересы.
не совсем уловил различие: ведь на стену тоже можно не смотреть, или даже обходить её десятой дорогой.
как по-вашему, средства массовой информации к чему отнести правильнее: к книге или к стене?
К рисункам относится абсолютно то же самое, что и к словам. Если мы говорим о Charlie Hebdo, то нужно иметь ввиду, что:
1) Газета продавалась небольшим тиражом, и покупали ее только те, кому это интересно
2) Газета не нарушала закон Франции, установленный как результат согласия всех граждан Франции, включая мусульман, о том, что они хотят и чего не хотят видеть в печати. Согласие в данном случае это, конечно, компромисс, в том смысле, что кого-то это все равно может не устраивать, но подавляющее большинство не видит в этом проблемы.
Что касается стены дома, то куда вам смотреть и куда не смотреть, а также какой дорогой идти это, все же, ваше право выбора, и таким образом нельзя сказать "а вы не смотрите" или "а вы идите другой дорогой". Как и ваше право выбрать, какой журнал читать и какой не читать. Но если в случае со стеной вы идете определенной дорогой или смотрите на стену вовсе не с целью там что-то прочесть, то сказать, что вы купили журнал "не с целью его читать" это, прямо скажем, глупость. Купили - читайте, не хотите читать - не покупайте. Очень простое решение проблемы.
Посмотрите на проблему более узко - я, христианин, нарисовал рисунок пророка Магомета. Дал его посмотреть другому христианину. Касается ли это мусульманина? Если мы скажем, что да, касается, поскольку его вера запрещает рисовать пророка, то тогда почему не расширить это, и не запретить, к примеру, есть свиннину? Тоже ведь нельзя. Но дело то все в том, что это ЕГО ВЕРА запрещает, а не моя. Ему нельзя рисовать пророка - вот пусть и не рисует. Если я ему засуну рисунок пророка в почтовый ящик, то это будет оскорбление, а если я рисую для таких же, как я, христиан, то в чем проблема?
Edited at 2015-01-14 04:13 pm (UTC)
я вообще-то вёл с вами беседу о либерализме вообще и свободе слова в частности.
или, более узко, о преднамеренном публичном оскорблении неопределённого круга лиц.
насколько я понимаю, однозначно квалифицировать — что является таким оскорблением, а что нет — невозможно.
и, как я себе это представляю, концепция либерализма в данном случае предполагает в качестве «защитных» мер:
1. самоцензуру с одной стороны (той, которая пытается оскорбить) и
2. обращение в суд — с другой (той, которая считает себя оскорблённой).
я мыслю в правильном направлении?
В общем, конечно, надо думать, что говорить/писать и зачем. Если цель оскорбить кого-то, то это уже само по себе плохо, даже если не противоречит свободе слова. В конце концов, за каждое оскорбление в суд бегать не будешь, а осадок остается.
Если мы говорим о средствах массовой информации и произведениях творчества, то автор должен отдавать себе отчет, какие могут быть последствия, и, главное, придавать смысл тому, что говорит, иметь цель. Т.е. например у журналиста цель должна быть проинформировать общественность, поднять острый вопрос, развлечь, в конце концов. У писателя - создать художественно ценное произведение, которое как-то обогащало бы читателя. Если то, что делается, делается с правильной целью, то проблем быть не должно. Конечно, если журналист просто выполняет заказ и пытается заработать на дешевой рекламе, то проблемы неизбежны. Примерно так.
Мне было бы грустно смотреть сколько мы сможете простоять с надписью Je suis Charlie на манежке. Но вы же поддерживаете политику россии не так ли?
Поэтому нужно смерится с нынешняе политикой россияндии что кругом одни враги во главе с америкой, а мы самые белые и пушистые.
Надеюсь вы тоже в полной мере со временем осознаете степень убожества и лицемерия нынешнего руководства страны которая привела массы людей к такой деградации и зомбированию. Боюсь что похмелье будет крайне тяжелым.
Для меня суть происходящего всегда была и есть именно в этом - не "злой Путин испортил Россию", а найден был баланс, при котором страна в состоянии оказалась продолжать двигаться вперед, под весом всего того багажа, который достался ей от прошлого.
Чудес не бывает. Сколько бы вы или я не мечтали о мгновенном перевоплощении тысячелетней державы, его не будет и быть не может.
Что же ксается непосредственно сравнения с Украиной - не в России, а на Украине гибнут люди, и для меня это куда большая проблема, чем вопросы содержания российских СМИ или посты в блогах. Поэтому - да, Украина занимает центральное место.
Edited at 2015-01-14 09:58 pm (UTC)
Габье просто вернулась к своим старым излюбленным приемам подымать в массах низменное.
Я считаю что бесмысленно было создавать второй совок на пространстве российской федерации который также схлопнется как и первый совок и еще неизвестно насколько разрушение второго совка будет болезненей первого.
И слава богу мои дети и внуки будут на это смотреть на экране телевизора а не как я смотреть как родители готовят обед на балконном костре при всех отключенных благ цивилизации.
Недолго же длился баланс:) Своего ничего нет и не тешьте себя иллюзиями что появится в ближашем будущем, где искать новый баланс никто не знает да и не хотят. Уже все свое рассовано по укромным местам и сидят на навострив уши когда сваливать.
Все что происходит на украине полная заслуга солнцеликого. Я не буду пока ничего доказывать потому что пока у вас своя точка зрения, но многие вещи всплывут по окончанию этой войны. И к сожалению россия потеряла самого верного своего союзника украину надолгие года:(
Разве ж в России не попирается? Украину защищать не буду. С другой стороны, в России она уже давно попирается. И ещё недавно, до последнего майдана, в-на Украине было несколько больше (или сильно больше) свободы слова и возможности внутренней политической дискуссии, в то время как в России давно, начиная с момента закрытия НТВ, все мэйнстримные СМИ, по сути, работали лишь на одну политическую силу. А то, что происходит сейчас, так и вовсе ни в какие ворота не лезет.
Так что, я думаю, что аргумент "на Украине попирается свобода слова" в противостоянии Украины и России не имеет смысла. Чума, как говорится, на оба ваши дома.
Если сравнивать конкретно - Ксения Собчак и украинский корреспондент Путину задали вопросы в прямом эфире. На Украине российских корреспондентов близко не подпускают, а свои все "одобрямс". Разница на лицо.