Ян_Валентинович (ja_va) wrote,
Ян_Валентинович
ja_va

Categories:

Свобода и идивидуализм

Возвращаясь к своему спору с Кантором по поводу Марксизма, хочу подчеркнуть некоторые моменты. Спор, в основном, шел касательно того, предусматривает ли Маркс с наступлением коммунизма сохранение индивидуализма и свободы частных лиц. Я считаю, что не предусматривает, Кантор - что предусматривает.
Но здесь надо понять один момент - Маркс, действительно, говорит о "свободе" и "индивидуализме" при коммунизме; проблема в том, что это совсем другие "свобода" и "индивидуализм". Это "свобода" без частной собственности и "идивидуализм" без личного пространства для индивида. Нужно быть очень осторожным с определениями понятий. Изменив определение легко превратить понятие в свою полную противоположность. Это напоминает мне старый анекдот про негра, которому Господь Бог согласился выполнить любые его три желания. Негр подумал, и попросил, чтобы он "был белым, кругом было много воды и голых женщин". Господь озадачился, и сделал его унитазом в женском туалете.
То же и здесь. Представьте, что кто-то спросил вас, как вы хотите жить "при коммунизме". Вы отвечаете, что хотите жить во дворце и иметь личный самолет. "Нет проблем!" отвечает "кто-то". Наступает коммунизм, и вас подводят к бараку, на котором написано "Дворец". Возле барака стоит раздолбанный самокат, на котором написано "личный самолет".
- Видите, - говорит вам "кто-то" - все ваши желания выполнены! Добро пожаловать в коммунизм!

Примерно то же произошло и в 17-м году с крестьянами и рабочими. Они требовали земли, мира и хлеба.
- Очень хорошо! - ответили большевики, - вы все получите!
И действительно, первыми декретами новой власти были декреты "о земле" и "о мире". Землю передавали крестьянам, но не в собственность, а "в пользование", забыв при этом упомянуть, что результаты своего труда на этой земле они теперь должны будут сдать государству. Декрет о мире и вовсе был шуткой - он декларативно объявил, что всем нужно "жить мирно". То, что никто из вовлеченных в войну государств жить "мирно" не собирался сделало эту декларацию пустым набором слов. Когда начались реальные переговоры о мире с немцами выяснилось, что немцы хотят не просто мира, а значительных уступок в территории и контрибуций. К тому же и сами большевики никакого "мира" с немецкими капиталистами не хотели - они мечтали о том, что война разожжет в Германии мировую революцию, которая ожидалась со дня на день. Ну, о развязанной в результате их прихода к власти гражданской войне я уж и не говорю.
Что же касается "хлеба", то хлеб после прихода большевиков к власти исчез вовсе, так что тут даже декларативных декретов не стали издавать.

Но вернемся к Марксу. Итак, Маркс вполне согласен, что при коммунизме должны иметь место и "индивидуализм", и "свобода". Проблема только в том, что его понимание этих терминов в корне отличается от понимания большинства простых людей. То, что считается свободой при капитализме - а именно, отсутствие над человеком чужой воли, чужого влияния, его право на собственное, хоть и не большое, имущество, на свой дом, на свою семью, на свои убеждения и свои интересы - для Маркса не более, чем капиталистический обман. Реальная "свобода" для Маркса - это "осознанная необходимость" делать то, что предназначено человечеству условиями его существования - работать, спать, есть и т.д. Такая "свобода" вполне возможна - и даже лучше дается - в казарме, в лагере, под контролем "опытных товарищей". Койка, пайка хлеба, лопата - вот все, что необходимо человеку для достижения этой "свободы".
То же и с индивидуализмом - для Маркса, подлинный "индивидуализм" это когда человек ощущает себя частью целого, частью коллектива. Он спит, ест, работает и живет как часть этого целого, без чего-либо "своего" - без своей семьи, без своего дома, без своей, даже небольшой, собственности. Это, опять же, великолепно достижимо в казарме, в лагере, в первобытной общине. Это кажется абсурдом, дурным сном, и именно потому, как правило, отрицается сторонниками марксизма, но именно такое общество подразумевается Марксом под понятием "коммунизм". Социализм, где люди будут все же иметь какую-то собственность и какой-то частный угол - это всего лишь временная, переходная ступень на пути к коммунизму. Действительно, прямо так, в простых, понятных словах, Маркс о коммунизме не писал. Вы нигде не найдете в его работах слов "лагерь" или "казарма", как и четких указаний, каким образом они должны быть устроены при коммунизме. Тем не менее, логические построения на основе его работ неизбежно ведут именно к такому результату. К такому же результату, как мы знаем, пришли и практические попытки приведения в жизнь марксистских теорий. То, что вскоре от них отошли, и занялись построением не коммунизма, а именно социализма - результат физической невозможности заставить людей жить при подобной системе. Тем не менее, изначальные идеи были именно таковы. Достаточно почитать написанную в 1919 году "Азбуку коммунизма" Бухарина и Преображенского, с которой можно вполне ознакомиться в интернете, на сайте тех же марксистов:
http://www.marxists.org/russkij/bukharin/azbuka/azbuka_kommunizma.htm

Вот несколько цитат оттуда:

Громадное большинство российского населения — это мелкие хозяйчики. Они хотя и стонали под гнетом капитала и помещиков, но так привыкли к особому, своему собственному, личному хозяйству, что сразу их очень трудно приучить к общему делу, к строительству общего, товарищеского хозяйства. Урвать кус себе, нажитый на другом, заботиться только о своем хозяйстве — эта привычка крепко засела у каждого мелкого хозяйчика, и от того дело строительства коммунизма в России есть дело величайшей трудности, даже если не считать других причин....

Коммунистическое общество не будет знать денег. В нем каждый работник будет приготовлять продукты для общего котла и не будет получать ни свидетельства в том, что он продукт сдал обществу, т. е. не будет получать денег. Точно так же он не будет платить никаких денег обществу, когда ему нужно будет получить что-нибудь из общего котла. Другое дело — при социалистическом строе, который должен быть переходным строем от капитализма к коммунизму...

В связи с этим стоит и вопрос о проведении поголовных мобилизаций для выполнения тех или других общественных работ. Во время спешных работ по укреплению прекрасно используют рабочие силы масс, которые обычно пропадают. Это дело нужно поставить систематически. Всеобщая трудовая повинность числится в конституции РСФСР, а тем не менее в жизни она чрезвычайно далека от своего осуществления....

Кулак вступил в революцию, окрыленный самыми розовыми надеждами и предчувствиями, а вышел из нее общипанным даже на ту часть своей собственности, которой он располагал до революции. Кулачество до своей полной ликвидации неизбежно должно выступать в качестве непримиримого врага пролетарского государства и его земельной политики и, в свою очередь, может ожидать от Советской власти лишь самой беспощадной борьбы со своими контрреволюционными попытками. Не исключена возможность и того, что Советской власти придется проводить планомерную экспроприацию кулачества, мобилизуя его на общественные работы и прежде всего на работы по мелиорации крестьянских и государственных земель....


(напомню, написано в 1919 году, задолго до "раскулачивания", когда еще и гражданская война не закончена)

Вот такие были планы. Вполне марксистские, и совершенно откровенные. "Трудармии" Троцкого - слова из той же песни, а вот то, что дела пошли не столь радужно, и даже пришлось вводит НЭП - это уже "временные уступки", а не программа.
Tags: Россия, история, политика
Subscribe

  • Обед в колледже

    Давно не помещал ничего из нашей жизни Оксфордской. Ну, вот вчера сходили на обед в колледже Одри, Green Templeton. Несколько фотографий…

  • Johnny Rotten

    Вчера у нас в Оксфорде проходила "творческая встреча" с бывшим солистом группы Секс Пистолс (Sex Pistols) Джоном Лайдоном (John Lydon, он же Johnny…

  • Оксфорд сегодня

    Удивительно хороший осенний день. Тепло, солнечно. Прошлись с Одри по городу, сделали несколько фото Смотреть дальше Лодочные соревнования между…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments

  • Обед в колледже

    Давно не помещал ничего из нашей жизни Оксфордской. Ну, вот вчера сходили на обед в колледже Одри, Green Templeton. Несколько фотографий…

  • Johnny Rotten

    Вчера у нас в Оксфорде проходила "творческая встреча" с бывшим солистом группы Секс Пистолс (Sex Pistols) Джоном Лайдоном (John Lydon, он же Johnny…

  • Оксфорд сегодня

    Удивительно хороший осенний день. Тепло, солнечно. Прошлись с Одри по городу, сделали несколько фото Смотреть дальше Лодочные соревнования между…